Как не утратить приобретенные навыки после курса реабилитации: советы от специалистов реабилитационных центров | Печать |

В Москве функционирует 11 реабилитационных центров, подведомственных столичному Департаменту труда и соцзашиты, где дети и взрослые с ОВЗ или различными формами инвалидности могут пройти курсы реабилитации. Чтобы не утратить приобретенные навыки и улучшить результаты, необходимо продолжать заниматься дома, следовать рекомендациям лечащих врачей и уделять внимание физической активности. Специалисты из московских центров рассказали, какого образа жизни необходимо придерживаться после реабилитации.

Занятия в домашних условиях

Центр реабилитации инвалидов «Царицыно» специализируется на реабилитации и абилитации взрослых (с 15 лет) с ДЦП. В стационарный курс включаются физиотерапия, различные виды массажа, ЛФК, механотерапия, творческие занятия в лечебно-трудовых мастерских, психолого-педагогическая и логопедическая коррекция.

После курса необходимо продолжать заниматься дома. Так, инструктор ЛФК индивидуально подбирает для каждого реабилитанта «домашнюю программу» по лечебной физкультуре. Регулярные занятия снижают гипертонус мышц, улучшают координацию, увеличивают амплитуду движений в суставах, улучшают кровоток. Главное − чередовать нагрузку и отдыхать после тренировок.

Не стоит забывать и о занятиях творчеством. Разнообразные мастер-классы доступны в сети, главное − подобрать то, что действительно доставляет удовольствие. Рисование, лепка, различные игры не только помогают развить мелкую моторику, но также снимают стресс и улучшают настроение.

Кроме того, специалисты учреждения рекомендуют обратиться в поликлинику по месту жительства для назначения процедур массажа, физиотерапии, занятий ЛФК и механотерапии, а курс реабилитации повторить через 6 месяцев.

Польза утренней зарядки

Екатерина Мухаметшина, врач по лечебной физкультуре из Научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой, рассказала о пользе и необходимости утренней зарядки. «С медицинской точки зрения утренняя зарядка способствует восстановлению нормального крово- и лимфообращения после сна. С практической точки зрения — это заряд бодрости и хорошего настроения на целый день», − поделилась Екатерина.

Детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к регулярным физическим нагрузкам, но перед началом «тренировок» родителям необходимо проконсультироваться со специалистом, чтобы выяснить, какие движения ребенку выполнять следует, а какие не рекомендуется.

«Не гонитесь за расписанными на нескольких страницах комплексами упражнений — к их выполнению всегда сложнее приступить. Выберите 3–4 простых упражнения, соблюдайте технику выполнения, помните о важности исходного положения. Не ленитесь — занимайтесь минимум по 15–20 минут ежедневно», − подчеркивает Екатерина.

Также важно, чтобы занятия приносили ребенку положительные эмоции. «Занимайтесь всей семьей, используйте различные игры, чтобы сделать выбранные упражнения интересными», − советует специалист.

Важна поддержка и мотивация от близких

Одно из ключевых условий успешной «домашней реабилитации» − поддержка близких. При этом желательно, чтобы ребенок сам выбрал себе союзника-наставника. Это могут быть не только родители, но и братья, сестры или друзья. Психолог центра Ольга Букарева из Московского городского центра реабилитации поделилась практическими советами для родителей о том, как мотивировать и поддерживать ребенка.

  • Проявите терпение и уважение к ребенку, относитесь к нему как к личности.
  • Организация пространства и времени для занятий должна быть индивидуальной: с учетом особенностей режима, работоспособности ребенка и его интересов. При этом во время занятий в комнате не должно быть ничего лишнего.
  • Позитивное отношение к занятиям в домашних условиях, эмоциональная поддержка со стороны взрослых очень важны для ребенка в любом возрасте. Акцент лучше сделать на успехах, а не на том, что у ребенка не получилось, ведь он так старался! Сочетайте похвалу с конструктивной критикой.
  • Важно понимать, что закрепление материала должно быть регулярным, ежедневным и непрерывным.
  • Смена деятельности − лучший помощник в активном усвоении и закреплении полученного материала. В этом могут помочь познавательные мультфильмы или научно-популярные фильмы для детей постарше, увлекательные эксперименты или опыты, красочные энциклопедии или журналы, различные виды игр, в том числе подвижные.
  • Необходимо слушать и слышать своего ребенка, созидать и нацеливать его на результат. Также нужно воспитывать ценность живого общения с разными людьми, а не замещать материальными поощрениями.
  • Важно научить своего ребенка обходиться без посторонней помощи, постепенно возлагать ответственность за выполнение поставленной задачи на него самого.

Чтобы пройти курс реабилитации в одном из центров, необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства.