ПОЛЕТ ДУШИ НА ПАРКЕТЕ | Печать |

В Москве прошел VII Международный благотворительный танцевальный фестиваль «Inclusive Dance» — «Инклюзивный танец». Масштабный проект поддержан Фондом Президентских грантов, Всероссийским обществом инвалидов, Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, Комитетом общественных связей города Москвы.

77 пар танцевали во дворце

Председатель Всероссийского общества инвалидов, депутат Государственной Думы РФ Михаил Терентьев, обращаясь к зрителям, сказал:

«Большое спасибо, что вы погружаетесь в магию танца. Хочу, чтобы каждый из вас насладился танцем, чтобы вы не видели здесь людей с инвалидностью, а видели настоящих профессиональных танцоров. Всероссийское общество инвалидов поддерживало и обязательно будет поддерживать такие вдохновляющие проекты, которые вовлекают каждого человека — с инвалидностью или без — в общество и каждого делают сильным благодаря танцу».

Председатель фестивального оргкомитета и руководитель Центра социокультурной анимации «Одухотворение» Леонид Тарасов напутствовал участников фестиваля:

 

«Желаю вам счастья на паркете! Желаю вам не только борьбы и победы, но и импровизации в полном смысле слова — раскрытия всех ваших возможностей, полета души! Главное — получайте удовольствие от танца, слушайте музыку, слушайте партнера, живите одной энергией вместе со всем залом!».

В течение всех дней большого танцевального марафона радостная энергия лилась через край, а положительные эмоции у зрителей и участников — зашкаливали.

Первыми в рамках «Большого Кубка Inclusive Dance» проходили международные соревнования по инклюзивному танцу среди пар. Весь день 27 октября на третьем этаже Большого дворца в Музее-заповеднике «Царицыно» звучала музыка. Обширный — на 320 квадратных метров — Казаковский зал едва вмещал всех участников и зрителей. 77 пар приняли участие в соревнованиях Большого кубка. Когда на торжественный парад вышли все пары, казалось, яблоку упасть уже некуда!

В располагавшемся рядом Баженовском зале, оборудованном под гримерные, и в анфиладе проходных комнат между залами взволнованные танцоры дожидались своей очереди выхода на паркет. Как и положено, соревнования начались с разминки — для каждой категории участников звучал быстрый и медленный танец.

Чтобы задать тон, с показательной программой выступили танцоры международного класса из Нидерландов Алекс и Жаклин Глин — они исполнили пять танцев, один за другим. «Для парного танца нужны двое, нужно совпадать друг с другом, испытывать чувства. Эти ощущения, чувства, эмоции мы через музыку выражаем в танце», — говорят Алекс Глин, сертифицированный инструктор по танцам на инвалидных колясках.

Все участники соревнований делились на возрастные категории — дети, юниоры, молодежь и взрослые, а для инклюзивных пар введена еще и градация по классам — начинающие и «продвинутые».

Самыми массовыми стали соревнования среди молодежи и взрослых в номинации «Начинающие — импровизация»: в Казаковском зале были объявлены четыре захода, в каждом по семь-восемь пар. Каждая пара танцевала сначала быстрый, затем медленный танец. Юниорам хватило двух заходов по четыре пары. Зал оглашался восторженными возгласами и аплодисментами зрителей — уж очень необычными и зрелищными были танцевальные импровизации.

Не меньший восторг вызывали и выступления опытных танцоров в номинации «Спортивный бальный танец». Здесь каждая пара должна была исполнить по четыре танца в европейской или латиноамериканской программе. Заявленных участников было не так много — всего десять пар танцевали по стандартной программе, но на то они и мастера, чтобы быть самыми опытными и умелыми.

Этот первый фестивальный день был полон эмоций, ярких красок, впечатлений и импровизации — именно в ней каждый показывает себя настоящего. А еще была взаимоподдержка, ведь у нас у всех много общего, но каждый уникален по-своему. Это явственно проявляется в танце.

 

60 коллективов выступили на сцене

Сколь ни зрелищны были соревнования первого дня «Большого Кубка Inclusive Dance», второй день стал просто феерическим танцевальным калейдоскопом! На этот раз в конкурсной программе участвовали коллективы, а выступали они на сцене Культурного центра «ЗИЛ».

60 коллективов — в общей сложности 700 участников — представили на суд жюри и зрительного зала 60 хореографических композиций в жанрах исторического, народного, эстрадного, современного, клубного, бального танца. 18 комплектов наград вручили члены жюри по итогам второго фестивального дня: было на что посмотреть!

Так, в историческом танце московский коллектив «Время перемен» представил «Фарандолу» и завоевал 2-е место, а победителем в этой номинации стал большой творческий коллектив «Актерская судьба» Владимирского комплексного центра социального обслуживания населения — в исторических костюмах танцоры исполнили вальс «Анастасия».

В реабилитационном центре «Преодоление» в городе Череповце Вологодской области действует семейный коллектив танцев на колясках «Позитив». Северяне привезли в Москву народный танец «Зима», в котором участвуют шесть юных танцоров на инвалидных колясках. Было удивительно наблюдать, как хорошо задействованы в этом танце дети, насколько хорошо учитываются их возможности: танец был поставлен под каждого из них. Этот коллектив взял в своей номинации почетное 2-е место.

На фестивале было неожиданно много детей. Самые маленькие участники из коллектива «Огни Калуги» сыграли трогательную постановку «Кошки». Большая группа неслышащих детей из творческой студии «Ритм и мы» города Минусинска Красноярского края покорила зал своими «Мечтателями». Совсем уж крохотные дети танцевали вместе со взрослыми в составе ансамбля «Подорожник» из города Кирова.

Второе место занял большой коллектив московской Школы инклюзивного творчества «Танцующий дом», где занимаются дети с ментальными ограничениями. Сложная сюжетная композиция с участием детей на колясках и танцоров с синдромом Дауна была исполнена коллективом юниоров Воронежской федерации современного танца «Соло Денс» — этот номер также удостоился второго места.

Весьма художественную хореографию с необычным использованием в танце возможностей инвалидной коляски представил эстонский дуэт юниоров из города Нарвы — за композицию «Любовь будет жить» он получил первое место.

Когда на сцене появился Кирин Эспанья и его танцевальный партнер Рафаэль, многие зрители начали улыбаться: австрийский инклюзивный коллектив «Ich bin OK» не первый год участвует в фестивале, снова и снова радуя и удивляя своим взаимодействием на площадке. «Не бойтесь делать ошибки. Ошибки позволяют нам расти над собой и развиваться, — делится опытом Кирин Эспанья. — Неважно, кто ваш партнер, сколько места у вас есть. Всегда можно придумать что-то, и движение будет происходить».

Как это ни покажется кому-то странным, на фестивале инклюзивного танца было немало участников с дискинетическим церебральным параличом, и смотрелись они весьма… органично! Студия танца «Бродвей инклюзив» из Ижевска показала постановку «Команда», центральными фигурами в которой были именно молодые танцоры с ДЦП. А номер в исполнении итальянского дуэта Chiara Bruzzese and Davide Romeo, в котором девушка с ДЦП танцует на коляске вместе с профессионалом балетного класса, просто покорил аудиторию!

Как показывает танец, ограничений не существует, и если человек не видит, у него открывается «Шестое чувство». Именно так называется инклюзивный хореографический коллектив из подмосковного города Орехово-Ззуево. Вальс «Нежность» танцевала невидящая девушка, у ее партнера были завязаны глаза, но они ни разу не ошиблись, потому что их вело чувство…

Специального приза организаторов «Большого Кубка Inclusive Dance» за артистичность удостоился дуэт из белорусской студии инклюзивного танца «Импет», исполнивший трогательную театрализованную композицию «Колыбельная белых медведей».

 

Уважаемому жюри было непросто

Дружными аплодисментами участники и зрители всегда встречали судейскую коллегию. В международное жюри вошли такие уважаемые и признанные в танцевальном мире люди, как, например, Корри ван Хагтен (Нидерланды), президент Международного фонда по танцам на колясках, основатель самого направления «Спортивный бальный танец на коляске», судья международной категории. Или тренер, педагог, хореограф, пожизненный член Королевского Альянса, владелец школы танцев в городе Манчестере (Великобритания) Рей Булпитт, также судья международной категории. Из Польши приехала Ивона Чок, профессиональный педагог, вице-чемпион Польши по спортивным бальным танцам. Она одна из первых начала развивать инклюзивный танец в своей стране.

Итальянец Эдо Пампуро — учитель танцев, национальный и международный судья. Он ведет занятия для детей с ментальными и психическими нарушениями, а также занимается со слабовидящими людьми и танцорами на колясках. Армению представлял Ваан Бадалян, режиссер и художественный руководитель Малого театра Национального центра эстетики в Ереване, основатель инклюзивной танцевально-театральной труппы в Армении.

В состав жюри, которое возглавлял Леонид Тарасов, также вошли россияне: Мария Корнеева, официальный тренер и судья Московской Федерации танцевального спорта по европейским и латиноамериканским танцам и Наталья Головкина, педагог-хореограф и балетмейстер, кавалер ордена «За вклад в культуру России. Она же — главный хореограф Международного фестиваля «Inclusive Dance».

В своих оценках жюри руководствуется целым набором критериев, среди которых первоочередное значение имеет хореография: идея номера, использование танцевального пространства, соответствие стиля и исполняемых движений выбранной теме и музыке, креативность и оригинальность, драматургия и прочие профессиональные нюансы. В зачет шло исполнительское мастерство, синхронность, соответствие костюмов выбранному образу, способность удерживать внимание зрителя, уверенность, индивидуальность и эмоциональность.

Эти критерии обязательны для любого уважающего себя танцевального конкурса. Но в инклюзивном танце есть и свои особенные позиции, ведь он исполняется парой, в которой один из участников — инвалид, или коллективом танцоров, в котором есть люди с инвалидностью. При этом учитывается мастерство сочетания возможностей участников с инвалидностью и без инвалидности, степень сложности ограничений у танцоров с инвалидностью, целостность образа в инклюзивном танце…

В этом году было много невероятно сильных номеров, каждый из которых вызывал бурю эмоций. Одни выступления поражали сложными техническими элементами, другие вызывали самые теплые чувства своей лиричностью. На сцене даже разворачивались небольшие театрализованные представления с яркими костюмами и интересными сюжетами.

По оценкам жюри, нынешний, седьмой фестиваль инклюзивного танца показал самый высокий уровень подготовки участников. Даже непосвященному зрителю было очевидно качество взаимодействия между танцорами — с инвалидностью и без нее, а также их взаимное дополнение в танце. А «за кадром» оставалась несомненная и колоссальная работа, проделанная для развития и расширения ограниченных физических возможностей отдельных участников, которые в танце становились, казалось, безграничными.

 

10 лучших танцевали в гала-концерте

Кульминационное событие фестиваля состоялось 30 октября: в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя при аншлаге прошел Гала-концерт «Inclusive Dance». В нем выступили десять лучших российских коллективов, отобранные еще на первом, заочном, этапе фестиваля.

На том, первом, этапе конкурса, после завершения приема заявок, проводилась экспертная оценка поступивших видеозаписей. Компетентное жюри оценивало заявки в каждой номинации и проставляло баллы по каждому оценочному критерию. Коллективы, чьи танцевальные номера набрали самый высокий балл, были приглашены к участию во втором этапе конкурса и выступлению на гала-концерте.

На самом гала-концерте также присутствовало международное жюри, которое уже «вживую» оценивало выступления победителей и выбирало лучший танцевальный номер и, соответственно, абсолютного победителя фестиваля — обладателя Гран-при.

В нынешнем году им стал Народный инклюзивный театр танца «Параллели» из города Липецка. Этот коллектив участвует в фестивале с самого начала и неизменно получает самые высокие оценки жюри. На этот раз в гала-концерте он представил номер «Ностальгия»: на сцене в сложном танце кружились шесть инклюзивных пар, в каждой из которых один из танцоров передвигался на коляске. Много лет назад этот к5оллектив стал лауреатом еще одной престижной награды — Международной премии «Филантроп» за выдающиеся достижения инвалидов, и до сих пор продолжает уверенно нести статус лучшего.

В гала-концерте участвовал еще один коллектив — лауреат Премии «Филантроп, имеющий звание «Народного самодеятельного коллектива», — Театр безграничных возможностей «Жест» из Великого Новгорода. Четыре молодых танцора на колясках и восемь девушек представили эмоционально сложную композицию под известную песню «Нас бьют, мы летаем».

Инклюзивный дуэт юниоров «Dance magic» — воспитанники образцового коллектива, студии современного спортивного танца «Хобби-Шанс» из Родников Ивановской области, покорили жюри номером «Белый лист». Еще один дуэт юных танцоров, представителей Народного танцевального коллектива «Ступени» из города Череповца, показал очень интересный хореографический номер «Африканская охота» с использованием скейтов и инвалидной коляски.

Разные регионы России представляли:

 

  • танцевальный коллектив «Вдохновение» из Саратова — в нем участвуют люди разных возрастов и с разными ограничениями;
  • молодежная студия инклюзивного танца «Вместе» из Иваново;
  • красноярская Студия инклюзивного танца «Солнечная радуга» — от нее выступал детский дуэт;
  • хореографический коллектив «Отражение» — он действует при Нижегородской областной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.

 

Как уже отмечалось, на фестивале было удивительно много детей. Еще один детский коллектив — «Танцующий дом» из Москвы — исполнил живую композицию «Кораблик детства». В Москве базируется и Инклюзивный танцевальный коллектив «Одухотворение» — именно он традиционно «поставляет» на фестиваль самое большое число участников и танцевальных номеров, а однажды стал и обладателем Гран-При.

В концертной программе приняли участие танцоры из Австрии, Италии и Эстонии, а также гости — финалисты телевизионного шоу «Голос» Эльмира Калимуллина и Ольга Задонская, финалистка программы «Голос. Дети» Алина Сансызбай, автор песен и участник шоу «Голос» Семен Величко. Исполнитель одной из главных ролей фильма «Битва», победитель Battle for experience CHAMPIONSHIP-2019 Артем Карпов, выступил со своим зажигательным танцевальным номером.

В этот вечер зрители увидели практически все направления танцевального искусства — от классической хореографии до концептуального контемпорари и модного стрит дэнса. Не раз и не два зал взрывался аплодисментами…

 

300 гостей собралось на бал

Заключительным мероприятием фестиваля стал большой инклюзивный бал. Он прошел 30 октября в Зале полководцев Музея Победы на Поклонной горе.

Первый такой международный бал состоялся в 2015 году, и по сложившейся традиции, гости бала разучивают танцы XIX века: «Марш герцога Карла», «Наш Рим», «Полька», «Полонез», «Вальс святого Бернара», «Котильон» и другие. Традиции исторических балов предполагают и свой особенный этикет, которого стремятся придерживаться все участники мероприятия — это строгий и нарядный дресс-код, почтительно-вежливый формат общения и отношения друг к другу, хорошие — как сказали бы раньше, светские — манеры.

В торжественном Зале полководцев под мелодичные композиции классической музыки 300 участников фестиваля — профессиональные танцоры, педагоги-хореографы, люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ментальной инвалидностью, волонтеры — из Москвы, Красноярска, Екатеринбурга, Находки, Нижнего Новгорода, Челябинска, Ижевска, Саратова и других уголков России, а также из Эстонии и Нидерландов танцевали полонез, вальсировали и играли в ручеек. Благодаря опытному танцмейстеру Сергею Луцковскому все гости бала получили удовольствие от красоты и грации исторического танца, а также от общения друг с другом и праздничного настроения.

Завершился инклюзивный бал торжественным награждением лауреатов online-конкурса VII танцевального фестиваля Inclusive Dance.

За семь лет своего существования фестиваль объединил более 3000 танцоров: 349 российских коллективов из 70 регионов РФ и 29 зарубежных из 20 стран мира. Его успех и социальная значимость очевидны, и хочется верить, что в жизни, как и в танце, когда-нибудь все будут раны.

Главный организатор проекта Инна Тарасова говорит: «Я надеюсь, что рано или поздно в нашем обществе исчезнет термин «инклюзивный», потому что в творчестве не существует ограничений. Каждый человек имеет право творить, самовыражаться, проявлять себя в культуре, искусстве».

Анна ПОСКАЧЕЙ