Социальный театр: ПРОЩУПАЕМ ПОЧВУ «ОСОБЫМ ВЗГЛЯДОМ» | Печать |

В конце октября в Москве прошел первый Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд». Он объединил 250 участников из разных субъектов Российской Федерации.

За четыре дня они могли посмотреть 12 спектаклей государственных и независимых театров, в которых играют не только профессиональные актеры, но и люди с ограниченными возможностями здоровья, а также представители социально незащищенных групп населения, могли посетить множество мастер-классов и лекций.

Разумеется, на практике успеть везде было невозможно, ведь многие события разворачивались одновременно на разных площадках фестиваля: в Новом Пространстве Театра Наций, в Московском музее современного искусства (ММОМА), в Центре имени Вс. Мейерхольда, в доме-музее М.Н. Ермоловой.

Как возникла идея этого масштабного форума? Об этом на пресс-конференции в Новом Пространстве Театра Наций рассказал учредитель АНО «Инклюзион», президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов:

«У Центра реализации творческих проектов «Инклюзион» есть инклюзивные театральные школы в пяти городах. В 2018 году каждая школа выпустила один-два отчетных спектакля. У руководства центра возникла идея собрать их вместе, познакомить друг с другом и провести небольшой театральный фестиваль внутри организации.

Параллельно с развитием инклюзивного театрального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья «Инклюзион» начал работу с театральными профессионалами и специалистами, реализующими социокультурные проекты. В ноябре 2018 года в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума мы провели семинар «Создание и развитие инклюзивных театральных проектов». На него позвали педагогов и режиссеров из наших школ и других специалистов. Тогда стало понятно, что таких образовательных мероприятий, где можно познакомиться с актуальными методиками и формами работы, со спектаклями, узнать мнение коллег, сегодня нехватает всем. Разумнее проводить не закрытое мероприятие и фестиваль «для своих», а собрать широкий круг практиков социального театра».

«Фонд «Искусство, наука и спорт» (программа «Особый взгляд») предложил нам сделать этот просветительский проект совместным. Так родилась идея первого Форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд», — пояснил Д. Поликанов.

Итак, учредителями нового фестиваля стали программа «Особый взгляд» Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», которая призвана вовлекать в социум людей с нарушениями зрения, и Центр реализации творческих проектов «Инклюзион». А куратором стала Ника Пархомовская — театральный критик и продюсер из Санкт-Петербурга.

В экспертный совет фестиваля вошли: художественный руководитель Центра имени Вс. Мейерхольда Виктор Рыжаков, директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум, заслуженный деятель искусств РФ, сценарист и кинорежиссер Александр Адабашьян, заслуженная артистка РФ Алена Бабенко, режиссеры Андрей Афонин, Наталья Попова и Елена Польди, актриса Юлия Ауг, журналист и общественный деятель Катерина Гордеева.

Театральную программу смотра составили пять спектаклей «Инклюзиона»: «Гроза — среда обитания», режиссер М. Фейгин, Москва; «Әллүки (Аллюки)», режиссер Т. Имамутдинов, Казань; «Ночи Холстомера», режиссер А. Савчук, Санкт-Петербург; «Король Лир», режиссер Н. Гаранина, Екатеринбург; «Unреальность», режиссер С. Дроздов, Новосибирск.

Кроме того в программе — спектакли, выбранные членами экспертного совета из более чем 80 заявок, присланных на открытый конкурс: «Фабрика историй», режиссер Б. Павлович, фонд «Альма Матер», Санкт-Петербург; «Магазин», режиссер Д. Зимин, Центр современной драматургии, Екатеринбург; «Одиссея 2К19», режиссер Д. Крестьянкин, Благотворительный фонд «Подари мне крылья» и АНО Социально-психологической адаптации человека «Социально-Художественный Театр», Санкт-Петербург; «Wonderboy», режиссер М. Соколов, Молодежный театр Алтая, Барнаул; «Все началось со шторки для душа», режиссер Т. Казнов, театр «TheInvisibleShows», Москва; «Страна слепых», режиссер П. Артемьев, Музей архитектуры имени А.В. Щусева в рамках программы «Особый взгляд» Фонда «Искусство, наука и спорт»; «Пещера», режиссер В. Лисовский, Трансформатор.doc, Москва.

Объясняя такой выбор, Ника Пархомовская подчеркнула: «Социальные театральные проекты часто связаны с инклюзией — и в рамках фестиваля мы предлагаем расширенное понимание этого термина. Инклюзия — это, прежде всего, право. Право чувствовать себя полноценным и счастливым, несмотря на инвалидность и особенности развития, несмотря на то, есть у тебя родные или нет, богат ты или беден, нуждаешься в помощи или абсолютно самостоятелен. Неважно, ребенок ты или старик, бездомный, заключенный или мигрант: никто не заслуживает того, чтобы быть жертвой и находиться в изоляции. Потому что инклюзия — еще и включение: в общественную жизнь, в творчество, в большой мир, где множество возможностей. В том числе возможность выражать себя посредством театральной игры, быть увиденным и услышанным.

Именно поэтому мы постарались включить в программу спектакли с участием тех, кто обычно не попадает не только на сцену, но и в зрительный зал. В фестивале примут участие актеры с опытом бездомности и подростки из детских домов, люди с ментальными особенностями и незрячие. Наша миссия — делать видимыми невидимых и менять взгляд тех, кто смотрит, но не видит, открывать и поддерживать новые имена и коллективы».

Спектакли, вошедшие в программу фестиваля, очень разные. В основе двух из них лежат произведения литературной классики — «Гроза» Александра Островского («Гроза — среда обитания» московской театральной школы «Инклюзион», режиссер М. Фейгин) и «Холстомер» Льва Толстого («Ночи Холстомера» петербургской школы «Инклюзион», режиссер А. Савчук).

В некоторых спектакли их создатели сочиняли текст сами — так, как студенты петербургского Центра «Антон тут рядом» при постановке «Фабрика историй» (художественный руководитель Б.Павлович) и участники новосибирской театральной школы «Инклюзион» в спектакле «Unреальность» (режиссер С. Дроздов).

В спектакле «Одиссея 2К19» его участники — воспитанники приютов и детских домов Санкт-Петербурга — рассказали свои истории, рассматривая их сквозь призму «Одиссеи» Гомера.

Для спектакля «Әллүки (Аллюки)» казанской театральной школы «Инклюзион» были специально написаны и текст, и музыка. Это спектакль-эксперимент, в котором глухие и профессиональные актеры читают и поют стихотворения известного татарского поэта Габдуллы Тукая, переведенные на вымирающие языки сибирских народов. Показ спектакля в Москве состоялся при участии Камерного хора студентов Академии хорового искусства имени В.С. Попова.

В части спектаклей затронуты острые социальные проблемы. Тему трудового рабства поднял «Магазин», поставленный по пьесе Олжаса Жанайдарова, основанной на реальных событиях в московском районе Гольяново.

О травле ученика в школе идет разговор в постановке «Wonderboy». В спектакле «Пещера» трое бездомных вместе с тремя профессиональными актерами размышляют над идеями философа Платона. А в спектаклях «Все началось со шторки для душа» и «Страна слепых» зрители закрывают глаза: погрузиться в мир спектакля им помогают запахи, тактильные модели, по-особому звучащий реквизит.

Об уровне постановок говорит хотя бы тот факт, что ряд спектаклей, вошедшие в программу Форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд», в конце октября 2019 года стали номинантами Российской национальной театральной премии «Золотая Маска». Спектакль «Аллюки» претендует на главную театральную награду страны как лучшая постановка в опере, спектакль «Пещера» — как лучший спектакль-эксперимент. На премию номинированы режиссер-постановщик «Аллюки» Туфан Имамутдинов («Работа режиссера в опере») и композитор Эльмир Низамов («Работа композитора в музыкальном театре»). Спектакль «Wonder­boy» вошел в лонг-лист лучших постановок театрального сезона 2018/19 года по версии премии.

Об инклюзии говорила и директор Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» Мария Красникова: «Наш фонд уделяет особое внимание инклюзивному направлению в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». Наша цель — собрать все существующие ресурсы, профессионалов и активистов, волонтеров и просто неравнодушных людей на одной площадке для обмена опытом. Нам важно, чтобы каждый человек мог высказать свое мнение и быть уверенным в том, что его услышат. Форум-фестиваль «Особый взгляд» — это новые возможности, новые ресурсы и новые связи. Мы надеемся, что в будущем сможем сделать его ежегодным».

Действительно, помимо театральных трупп, на фестиваль съехалось множество режиссеров, театральных педагогов и других специалистов, пробующих себя в сфере социального театра. Как отметила Ника Пархомовская, «мероприятия образовательной программы в основном были направлены на то, чтобы дать участникам форума инструменты, необходимые для повседневной работы. Арт-директор Центра имени Вс.Э. Мейерхольда Елена Ковальская с помощью деталей конструктора «Лего» учила создавать команды и выстраивать стратегию, Софья Апфельбаум рассказывала про то, как организован российский театр и какое место занимают в нем НКО и частные инициативы, Татьяна Медюх и Дмитрий Поликанов делились позитивным опытом Фонда поддержки слепоглухих «Со-еди­нение» по созданию инклюзивных театральных школ в разных городах России (ими теперь занимается Центр поддержки творческих проектов «Инклюзион»), а я рассказывала о фестивалях социального театра и о том, как подать на них заявку и получить финансирование на поездку».

Если все сработает, Россию может накрыть волна социальных спектаклей. И тогда через год экспертному совету придется формировать программу второго фестиваля. Впрочем, уже сейчас среди участников нынешнего фестиваля практически нет тех, кто за месяц до этого приезжал в столицу на VII Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр», основатель которого, Наталья Попова, входит в экспертный совет «Особого взгляда».

По итогам Форума-фестиваля эксперты выбрали постановку, которая получила финансирование на гастрольный тур по России. Ею стал спектакль «Одиссея 2К19». Будет также издан сборник «Социальный театр в России. Реалии и перспективы», которым — в том числе и качестве методического пособия — смогут пользоваться специалисты социокультурной сферы.

Екатерина ЗОТОВА