КРЫМСКИЙ МОСТ | Печать |

Это была моя пятая поездка в наш солнечный Крым. Третий год подряд я ждал санаторно-курортную путевку в санаторий имени Бурденко, что в Крыму — в городе Саки. Очень надеялся, что мне в 2019 году подфартит и я получу путевку на лето, пусть даже на его начало.

Мои московские друзья Нина и Виктор Вахлаковы укатили в санаторий Бурденко в конце мая, а я все ждал и надеялся, а вдруг да позвонят из Соцстраха и предложат путевку, исполнив мое заветное желание.

В предпоследний день мая я не удержался и сам позвонил в наш районный Соцстрах. Ответили, путевок нет никаких вообще, когда поступят — неизвестно. Я понял: надежды мои не сбылись и надо ехать в Бурденко за свой счет пока Вахлаковы в нем отдыхают — с ними мне легче и веселее.

В тот же день я позвонил в санаторий Бурденко и забронировал себе место в нем почти на месяц. Подготовив свой автомобиль к дальней поездке и все необходимое для санаторного проживания, первого июня в восемь утра я отправился на автомобиле в путь. На этот раз в поездку в Крым я отправился один без сопровождающего. Для меня, «спинальника», это был риск: вдруг что случится со мной или с моей машиной в дороге и придется рассчитывать только на себя и добрых людей…

Июнь 2019 года выдался на редкость жарким, будто не июнь вовсе, а июль. Автомобиль мой бежал по шоссе споро, маршрут свой я хорошо знал, четыре раза ездил по нему в Саки. Самое трудное на маршруте — это удачно, без блужданий по улицам, проехать через Краснодар и выехать на дорогу на Темрюк. После Краснодара дорога на Темрюк дается довольно легко. Главным в дороге для меня было — увидеть Крымский мост, полюбоваться прекрасным сооружением.

 

Через шесть часов езды я удачно проехал до Краснодара и объехал его с севера. Но от долгого напряжения за рулем сбился с пути при выезде на Темрюк. Авто-навигатора у меня в автомобиле нет, смартфона тоже. Остановив идущих по тротуару близ дороги двух ребят, спросил у них, верно ли я еду на Темрюк? Один из них вынул из кармана смартфон и быстро по нему определил, где я нахожусь и как мне выехать нодара на верную дорогу. Я от души поблагодарил за помощь!

Проехав примерно, триста метров, я увидел дорожный указатель на Темрюк. Кондиционера в моем ВАЗ-21140 «Самара» нет, и в дороге я то и дело искал дерево с тенью, где можно остановиться и немного передохнуть. Я злился, но ничего не оставалось делать, как ехать дальше, надеясь где-нибудь по дороге найти спасительный короткий отдых в тени.

Только за самым Темрюком я увидел заправочную станцию с большим бетонным козырьком над заправочными колонками и, тотчас свернув с трассы, заехал в тень под козырек, поставив свой автомобиль так, чтобы не мешать другим подъезжать и заправляться. Я отдыхал, слыша как проносятся по трассе с шелестящим звуком автомобили.

Отправляясь в дорогу, я взял с собой немного харчишек и термос с чаем. А сейчас почувствовал: чая уже много мною выпито и надо взять в дорогу еще что-то, нарзан или лимонад.

Спросил у заправщицы, продаются ли на АЗС газированные напитки? «Конечно!» — ответила она радостно, — «сейчас принесу вам». Она приносит мне литровую пластмассовую бутылку лимонада, я протягиваю ей тридцать рублей. «Нет-нет, сто пять рублей» — говорит она.

— Ничего себе цена! — говорю я.

— Что поделаешь такой тут сервис, — вздыхает она.

Делать нечего, покупаю бутылку лимонада. Если в другой раз поеду в какую дальнюю поездку, обязательно прикуплю лимонад или нарзан дома по гораздо дешевой цене.

Задумавшись о напитках за Темрюком, на кругу я повернул на трассу в порт Кавказ, хотя мельком заметил там же дорожный указатель на Крымский мост. Почему меня потянуло в порт — к паромной переправе, я до сих пор не пойму. Еду, ни одной встречной или попутной машины на дороге. Подъезжая к порту, увидел слева от дороги огромную площадку-накопитель, на которую мы с Вахлаковыми когда-то въезжали, чтобы нас записали, проверили и лишь потом впустили на территорию порта для заезда в паром. Площадка-накопитель, огражденная железными решетками, в этот вечерний час была пуста. Я проехал дальше — к воротам порта и они оказались закрытыми. С территории порта не слышалось ни мощного гудения паромных дизелей, ни лязга товарных и пассажирских составов. Тишина.

В трех шагах от портовых ворот я увидел небольшую группу мужчин с рюкзаками, из которых торчали складные удочки. Наверное приезжали на Кубань порыбачить, подумал я, подъезжая к ним поближе.

–Здравствуйте! Скажите, порт работает? Вижу ворота закрыты, — спрашиваю их.

— Не знаем, — ответил один из мужчин. — Слышали, что по выходным порт личный транспорт не принимает.

Вот тебе и приехали, с досадой подумал я. Стоял и не знал, что делать дальше.

— Вы не подскажите как проехать к Крымскому мосту? — спросил я этих же мужчин.

— Вам нужно ехать обратно, километров шестьдесят отсюда, там увидите указатель.

Чем здесь стоять и ждать неизвестно чего, лучше развернуться и ехать искать дорогу на мост — хочется на него посмотреть. «Самара» мчит меня по той же дороге обратно. А я вдруг вспомнил нашу с Вахлаковыми первую поездку в только что воссоединившийся с Россией Крым летом 2014 года. Огромные многокилометровые очереди путешественников на своих автомобилях выстроились на этой дороге в порт, чтобы переплыть на пароме на Крымский берег. Ждать им приходилось не только часами, а, наверное, и днями. Тогда мне с Ниной и Виктором здорово повезло: нас, инвалидов-колясочников, пропустили на своих автомобилях на погрузку вне очереди.

Через год число паромов через Керченский пролив, резко увеличилось и мы с Виктором и Ниной, когда летом снова поехали в Крым, в очереди на погрузку в паром ждали своего заезда уже каких-то два-три часа.

…Уже наступила ночь. Теперь иной раз думаю: и зачем меня носит ездить ночью? Простая поломка в дороге и стой беспомощным на обочине шоссе до самого утра в ожидании, что кто-то остановится и поможет тебе, практически беспомощному.

Увидел у дороги небольшой магазин и около него парня с велосипедом. Останавливаюсь, спрашиваю, далеко ли до поворота на Крымский мост?

— Километров двадцать еще проедете и там увидите указатель.

Еду дальше. Бензина в баке уже меньше половины. Надо найти АЗС и заправиться. Где-то читал или слышал: за Крымским мостом на новой трассе до самого Симферополя ни одной заправочной станции. Надо заправиться впрок. Нахожу АЗС. Паренек-мотоциклист помог мне заправить бензином бак и показал дорогу.

Благодарю его от всей души и еду дальше! Проезжаю какой-то километр-полтора и в свете фар вижу дорожный указатель: «Анапа. Крымский мост. Керчь».

Ура! Поворачиваю на нужную мне дорогу!

Дорога к Крымскому мосту, уже местами освещаемая уличными фонарями, еще не отстроена полностью, и мне приходится, согласно дорожным знакам, выезжать на встречную полосу движения и снова возвращаться на свою попутную.

Ну где же мост? Я не заметил, как въехал на него! Еду по классно отделанному шоссе без единой выбоинки. Шоссе великолепно освещено уличными фонарями. Ни справа, ни слева от автомобиля увидеть моря я не мог: металлические ограждения с обеих сторон моста закрывали собою вид на море.

Но вот Крымский мост позади и я мчусь по трассе «Таврида». На часах уже двенадцать ночи и надо где-то остановиться на ночлег. Трасса еще строится, по обеим ее сторонам бульдозеры, большие асфальтовые катки, экскаваторы, «КАМАЗы». Да что же мне, стать на пустыре и ночевать?

Вдруг замечаю дорожного рабочего в оранжевой светоотражающей куртке. Останавливаюсь, спрашиваю: верно ли еду на Симферополь? Не подскажет ли он мне место, где я мог бы остановиться и заночевать?

— А вон впереди за деревьями небольшой домик. Подъезжайте к нему и отдыхайте.

Благодарю его, радостно подумав: сколько добрых людей встретил по дороге в Крым! И все оказывают мне бескорыстную помощь!...

Подъезжаю к указанному деревянному домику, на его крыше неоновый фонарь. На передней стене домика надпись: «Заправка авто-кондиционеров». Чуть правее за кустами грязно-вишневого цвета «жигули». Ставлю свой автомобиль поодаль и первые минуты от сильной усталости сижу за рулем, не двигаясь. Опустив спинку сидения, скоро заснул…

Проснулся я в начале пятого утра. Умывшись и наскоро позавтракав, тронулся в путь. В это раннее утро трасса «Таврида» была пуста. Я довольно долго ехал по ней один, но скоро близ нее стал замечать дорожно-строительную технику и копошащихся возле людей в оранжевых куртках: у них начиналась работа. Встречных и попутных автомобилей стало прибавляться. Что меня раздражало в дороге — отсутствие на ней дорожных указателей. Я понимаю, трасса еще не до конца отстроена, но ведь указатели дорожники могли бы поставить!

Два с половиной — три часа пути и я подъезжаю к Симферополю! Та дорога от Симферополя, что ведет на Евпаторию через Саки, оказалась закрытой железной решеткой. Мчусь по другой дороге согласно дорожному указателю. И на этой дороге увидел впереди предварительный указатель направления на Евпаторию, а поворот на Евпаторию проскочил. А ведь дорожники могли бы поставить указатель направления на этом повороте!

Еще час — полтора и я в въезжаю в родной город Саки! Быстро нахожу дорогу к санаторию имени Бурденко, немногим более получаса уходит на покупку путевки, и с полученной санаторно-курортной книжкой еду на охраняемую стоянку санатория и ставлю свой автомобильчик!

Все, прибыл, проехав около тысячи ста километров!

Начинается прием прописанных врачом в курортной книжке лечебных процедур и отдых!

В послеобеденное время я изредка бывал на Сакском озере, из которого черпают целебную грязь, но чаще проводил время в парковой зоне санатория «Саки», она рядом с санаторием. Пышные, зеленые кроны деревьев, густая трава и народу совсем немного. Есть места, где можно уединиться и просто посидеть одному, дыша и наслаждаясь запахами зелени и цветов или почитать привезенную с собой газету или журнал.

Двенадцатого июня — День России. Вечером на главной площади города — грандиозный концерт с участием ансамбля песни
и пляски Национальной гвардии России! Огромная масса народу заполнила площадь! После каждого выступления ансамбля — шквал аплодисментов! Рок-группы, выступившие вослед, не удостоились столь мощных аплодисментов.

Вечером небо над Саками осветил торжественный салют.

…Но все прекрасное — лечение, беззаботный отдых в чудесном санатории имени Бурденко скоро заканчиваются! Мои три недели пребывания в санатории подошли к концу.

Я выехал домой в субботу, чтобы через сутки быть дома. В этот раз, подъезжая к Крымскому мосту после полудня, я увидел его начало, кромку берега и море. А дальше, мчась по мосту, за мощными отбойниками и высокими ограждениями по его обеим сторонам, не вижу ни Керченского пролива, ни моря. Встречных машин мало, никаких дорожных пробок.

Домчавшись до Темрюка, заночевал на одной из заправок, а утром снова в путь…

В родное село я въехал в половине четвертого вечера, остановил свой автомобиль у ворот и, радостно вздохнул: ну вот я и дома!

В Крым и обратно я проехал в одиночку более двух тысяч километров!

В сентябре по ТВ торжественно объявили: железная дорога по Крымскому мосту проложена!

То была моя прошлогодняя поездка в Крым! Теперь на дворе 2020-й год! Мы уже подзабыли, наверное, что открыт прекрасный Крымский мост.

Друзья, едем в Крым!

Михаил БИТЮЦКИЙ
Село Горькая Балка, Ставропольский край