Начало В последнем номере «МОЗГОВАЯ АТАКА» НОЯБРЯ
«МОЗГОВАЯ АТАКА» НОЯБРЯ | Печать |

«Грести в правильном направлении»

6 ноября в гостиничном комплексе «Измайлово» весь рабочий день длилось заседание конференции, которой было предназначено обсудить проект Стратегии ВОИ до 2028 года. В конференции участвовало 76 председателей региональных организаций ВОИ и членов ЦП ВОИ.

На обсуждение был представлен проект Стратегии ВОИ до 2028 года, подготовленный на основе опроса подавляющего большинства руководителей региональных и местных организаций ВОИ.

«ВОИ — живой организм, — справедливо заметил, открывая обсуждение, председатель ЦП ВОИ Михаил Терентьев. — В преддверии 30-летия ВОИ надо посмотреть, откуда мы начали, и где находимся. Есть хорошая японская мудрость: «Бессмысленно грести сильнее, если гребешь в неверном направлении». Мир меняется, и нужно понять, в каком направлении нам идти».

М.Б. Терентьев напомнил, что разработка Стратегии ВОИ началась на прошлом съезде по инициативе активистов общества. Была создана рабочая группа, которая разработала проект Стратегии.

Нынешнее обсуждение Стратегии ВОИ было организовано с использованием современных методик. Участникам конференции помогла команда специ­алистов во главе с доктором психологических наук, заведующим кафедрой психологического консультирования Российского государственного социального университета Сергеем Дерябо — модератором конференции.

Первый заместитель председателя ВОИ Флюр Нурлыгаянов настроил присутствующих на рабочий лад, заявив, что ВОИ необходима «мозговая атака».

И вот она началась…

Чтобы активизировать коллективную разработку Стратегии, всех присутствующих разбили на шесть групп. Каждый вопрос сначала обсуждался в группе, затем — в двух группах и, наконец, всем коллективом.

Вслед за ведущим обсуждения С.Д. Дерябо, который руководил обменом мнениями с подлинно научной точностью, деликатно, но неуклонно, пройдем по некоторым основным позициям дискуссии.

Стратегия позволяет ВОИ:

– правильно реагировать на грядущие события;

координировать действия отдельных людей;

повышать эффективность работы организации;

– вовлекать людей в работу организации, помогает им ощутить цели организации как свои;

– выбирать позиции организации в социуме;

– осуществлять целесообразное бюджетирование;

– Cтратегия — инструмент принятия решений.

 

Разделы стратегии:

– миссия;

– видение;

– ценности;

– стратегические цели (8 целей);

– угрозы и возможности.

 

Возможности ВОИ:

–крупнейшая сеть в регионах;

– объединение активных избирателей;

– высокий авторитет в органах власти;

– опыт выживаемости;

 

Главные риски:

– симбиотическая связь с государством в условиях демонтажа социального государства: «Денег нет, но вы держитесь». Организации нужна «вторая нога» в плане финансирования: нужно «вырастить» негосударственное финансирование;

– в отношениях с государством перейти от позиции просителя к позиции партнера. Большинство организаций ВОИ уже так работает;

– могут ли обеспечить благополучие организации те, кому она приносит пользу?

Остальные пункты стратегии вытекают из этих идей.

Утверждена Миссия ВОИ — объединять усилия всех заинтересованных сторон по созданию полноценной жизни инвалидов.

В аудитории развернулось довольно острое обсуждение формулировки миссии. Прошла дискуссия о сущности полноценной жизни. В частности, преобладающе прозвучало мнение: никто кроме организаций инвалидов не будет заниматься созданием доступной среды.

Полемику вызвало выдвижение вариантов формулировки «полноценная жизнь» — «достойная жизнь», «создание общества равных возможностей». Организаторы обсуждения отметили, что в формулировке «достойная жизнь» не отражена специфическая миссии Всероссийского общества инвалидов.

Звучал вопрос: не означает ли «создание общества равных возможностей» отмену льгот? Ведь у инвалидов, живущих в разных регионах, — разные возможности. Равенство возможностей, решило большинство, — это средство достижения полноценной жизни.

Но, далее: с кем объединять усилия? Разработчики колебались между формулировками «неравнодушные люди» и «заинтересованные стороны». Первая — более неформальная, но вторая включает не только людей, а и организации. В ходе обсуждения появилось и такое слово: «партнеры». Ведь партнер — это тот, кто заведомо разделяет наши взгляды.

В итоговом тексте «победила» формулировка «заинтересованные стороны».

Раздел Стратегии, формулирующий Ценности, создан на основе опроса 1400 руководителей муниципальных организаций ВОИ. Он утверждает, что Ценности ВОИ, это:

– Равенство возможностей — инвалидность не должна ограничивать возможности человека в обществе или давать ему необоснованные привилегии.

– Активность: мы не ждем, пока кто-то решит наши проблемы, а активно до6биваемся своих целей.

– Полезность: все, что мы делаем, полезно людям и обществу.

В пользу этих формулировок ценностей аудитория высказалась практически единогласно.

Разработчики стратегии четко сформулировали восемь целей. Для их выполнения выдвинута 41 задача и 200 пунктов плана реализации Стратегии.

Стратегические цели:

Позиционирование — стать ключевым партнером для заинтересованных сторон и лидером в создании полноценной жизни инвалидов. Одна из задач, в частности, — создание бренда ВОИ.

Членство — качественно повысить уровень вовлеченности членов ВОИ в деятельность организации, сохранив ее численность.

Источники ресурсов — диверсифицировать источники ресурсов, обеспечив независимость ВОИ от рисков доминирования одного из них. Задача — добиться того, чтобы 1/2 бюджета составляли негосударственные источники и 1/4 — финансирование, основанное на взаимовыгодном партнерстве.

Управление — выстроить систему управления на основе взаимной пользы центра и регионов в рамках проектно-программного метода работы. Одна из задач — научиться совместно реагировать на проблемы, возникающие в одном регионе.

Материальная база — обеспечить региональным и местным организациям материальную базу, необходимую для взаимодействия с заинтересованными сторонами. 100% местных организаций должны быть обеспечены офисным пакетом и техническими средствами реабилитации для актива. Создать во всех региональных организациях проектные офисы, управляющие проектами. Создать региональные площадки для занятий 5 видами спорта.

Организационная культура — сформировать организационную культуру, соответствующую ценностям и традициям ВОИ. Разработать и внедрить Кодекс ВОИ.

Компетенция и мотивация — внедрить единую систему развития, мотивации и оценки руководителей ВОИ. Все выдвигающиеся на руководящие посты должны соответствовать определенным критериям. Создать программу по развитию возможностей и компетенций активистов, развитие лидеров, внедрить единую систему мотивации актива ВОИ на основе предоставления ресурсов, выделенных партнерами. Создать мотивирующий социальный пакет для руководителя (впрочем, одна из групп обсуждавших сказала, что пункт противоречит Уставу ВОИ).

Партнерство — сформировать систему взаимоотношений с заинтересованными сторонами по созданию полноценной жизни инвалидов. 95% предложений должно согласовываться с партнерами.

…Такие вот идеи активно и заинтересовано обсуждали участники конференции. Рассказываем об этом читателям, чтобы передать творческую атмосферу, которой были охвачены и разработчики Стратегии ВОИ, и участники ее обсуждения и принятия.

Коллективным разумом активисты ВОИ на научной основе наметили маршрут, по которому организация, несомненно, «будет грести в правильном направлении».

Подводя итоги конференции, Михаил Терентьев подчеркнул:

— Жизнь организации — это движение вперед и развитие. Но прежде, чем активно действовать, мы должны посмотреть на накопленный опыт организации. Сегодня мы выработали Миссию и Ценности нашей организации, которые будут вынесены на рассмотрение участников заседания Центрального правления ВОИ. Я благодарю всех участников конференции за плодотворную работу.

 

Прокладывая дорогу в завтра

10 ноября 2017 года состоялось заседание Центрального правления Всероссийского общества инвалидов. Члены Центрального правления заслушали доклад председателя ВОИ М.Б. Терентьева «О ходе реализации приоритетных направлений деятельности ВОИ в 2017 году в соответствии с Постановлением VI съезда ВОИ «Об отчете Центрального правления ВОИ о работе за период с 2011 по 2016 годы и о приоритетных направлениях деятельности ВОИ на 2017-2021 годы»».

На заседании присутствовали 67 членов ЦП ВОИ, члены Центральной контрольно-ревизионной комиссии (ЦКРК), сотрудники аппарата ЦП ВОИ, а также заместитель начальника департамента секретариата руководителя Администрации Президента Российской Федерации (секретарь Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов) В.М. Попов.

В начале своего доклада Михаил Терентьев подчеркнул, что ВОИ расширяет взаимодействие с органами власти всех уровней по вопросам социальной защиты и социальной поддержки инвалидов. Взаимодействуя с правительством РФ, руководство ВОИ приняло участие в подготовке Информационной справки по проблемам людей с инвалидностью в учреждениях социального обслуживания и внесло предложения по ряду вопросов соцзащиты инвалидов, в том числе — по проблемам трудоустройства и занятости.

Сотрудники аппарата ВОИ активно участвовали в разработке Доклада РФ для Комитета ООН по делам инвалидов «По выполнению Конвенции ООН по правам инвалидов». Они вошли в Технический комитет по разработке стандартов по обеспечению ТСР. ВОИ мониторит исполнение контрактов по поставке ТСР. Подготовлены предложения по расширению перечня ТСР. Идет работа по корректировке условий использования знака «Инвалид» для автомобиля. Было принято решение о создании на федеральном и региональном уровнях комиссий по приспособлению жилья для потребностей инвалидов. Вступил в силу порядок электронной продажи железнодорожных билетов в спецкупе.

Докладывая о международной деятельности ВОИ, Михаил Терентьев отметил, что начинается активное взаимодействие с КНР. Это сотрудничество, по его оценке, может быть очень плодотворным.

В 2017 году, подчеркнул докладчик, были проведены все запланированные социокультурные и спортивные мероприятия. Поддержано 9 заявок по поддержке предприятий ВОИ. Идет работа по исправлению законодательства в плане включения предприятий ВОИ в число предприятий малого и среднего бизнеса.

В первом полугодии 2018 года планируется создание групп экспертов — активистов ВОИ по мониторингу различных направлений соцза­щиты.

Совершенствуется система электронного учета членов ВОИ, которая, по словам Михаила Терентьева, поможет сплотить членов организации, определить, кто из них активен, а кто не очень. «Чем более открытой и активной организацией мы будем,— подчеркнул председатель ВОИ,— тем легче нам будет отстаивать свои права на федеральном уровне». У ВОИ появились страницы в соцсетях. Сейчас в них 1600 подписчиков. Нужно, чтобы их число активно росло.

2018-й год — год 30-летия ВОИ. Принят календарный план связанных с этой датой мероприятий, сообщил Михаил Терентьев. Нам предстоит начать работу с уставами региональных и местных организаций.

Заслушав доклад, Центральное правление ВОИ единогласно одобрило отчет председателя Всероссийского общества инвалидов.

Но не только этим обсуждением ознаменовалось заседание 10 ноября. В начале заседания присутствующие почтили память Почетного члена ВОИ, председателя Калининградской областной организации И.Я. Разинькова.

Председатель ВОИ представил собравшимся новых руководителей региональных организаций — С.В. Российского (Калининградская область), И.В. Лебедеву (Рес-публика Саха-Якутия) и Д.А. Орлова (Республика Мордовия).

Затем собравшиеся поздравили членов ЦП ВОИ, отметивших в прошедшие месяцы юбилеи: В.Ф. Пашенцева (Липецкая ОО), А.В. Дубовую (Костромская ОО), А.П. Мартынова (Забайкальская КО), А.П. Архипкину (Самарская ОО), Л.П. Полиевец (Краснодарская КО), Н.Г. Панкратова (Курганская ОО), Р.А. Аздаеву (Чеченская РО), Е.В. Нельзикова (Архангельская ОО), М.П. Кузьминых (Чувашская РО), Л.С. Леонову (Омcкая ОО), Л.Ю. Фионина (Санкт-Петербургская ГО), В.Н. Тимошкина (Пензенская ОО), В.И. Туник (Хакасская РО). Получили поздравления и юбиляры — члены ЦКРК О.С. Пунславс, Т.Ф. Палеева, В.И. Шишкина и А.Б. Толстов.

Были вручены Благодарственные письма Центрального избирательного комитета России за активное участие в выборных компаниях — их удостоены предсе­датели Северо-Осетинской рес­публиканской организации Р.Т. Бетрозова, Тульской областной организации А.Ф. Новикова, Ставропольской краевой организации Ф.Т. Сидоров, заместителю председателя Псковской областной организации Н.П. Петров.

Центральное правление ВОИ обсудило Стратегию ВОИ до 2028 года (миссию, ценности, стратегические цели) и постановило председателю ВОИ определить дальнейшие шаги по окончательному утверждению Стратегии и реализации плана конкретных мероприятий на 2018 год.

Участники совещания затронули и ряд других проблем жизни ВОИ. Серьезная дискуссия развернулась при обсуждении изменений в Типовой устав региональных организаций. По рекомендации Минюста, Михаил Терентьев предложил внести изменения, которые, в частности, касались названия. В него предполагалось включить слово «региональная», например, «Московская областная региональная организация».

Однако это предложение вызвало возражения председателя Московской областной организации ВОИ Н.И. Зеликова.

«Наш МРС просит не менять названия организаций, — подчеркнул он. — Это повлечет за собой много проблем и материальных затрат. Придется менять все свидетельства о собственности, некоторые договоры… Кроме того, в регионах привыкли к нашим названиям, как полным, так и сокращенным. К тому же, в Московской области уже есть организация с аббревиатурой МОРО.

Второе предложение — закрепить в Типовом уставе региональной организации, что местные организации являются структурным подразделением региональной. Иначе у местных организаций появится возможность становиться напрямую структурными подразделениями ВОИ».

По первому замечанию Н.И. Зеликова О.В. Рысев предложил провести дополнительные консультации с Минюстом, отметив, что даже там нет единого мнения о том, нужно ли включать в название организации слово «региональная».

После этого председатель Московской городской организации ВОИ Н.В. Лобанова обратила внимание Центрального правления на проблемы, с которыми столкнутся региональные организации, если не укрепить их вертикальную структуру.

«Все годы существования МГО ВОИ у нас были очень большие проблемы с помещениями для организаций инвалидов. Все эти годы мы старались их решить и практически смогли обеспечить помещениями наши организации. Если изменения в типовой устав будут приняты, у нас снова возникнут проблемы и с помещениями, и с решением других вопросов, в том числе с численностью членов организаций инвалидов.»

В результате Центральное правление ВОИ решило оставить старое название региональной организации и добавить в Типовой устав региональной организации слова о том, что местные организации являются структурным подразделением региональной организации ВОИ.

Помимо этого, на заседании Центрального правления ВОИ было принято решение по ряду организационных и технических вопросов. В том числе заслушан и принят к сведению отчет председателя ЦКРК А.Б. Толстова «О результатах проверки ВОИ за 2016 год», согласован план работы КРК ВОИ на 2018 год.

Закрывая заседание, Михаил Терентьев особо поблагодарил Московскую городскую организацию ВОИ, которая обеспечила транспорт для проведения такого масштабного мероприятия, а также другие организации, которые помогали в организации и проведении мероприятий Всероссийского общества инвалидов.

 

Проникая в суть проблем…

В цикле мероприятий ЦП ВОИ в гостиничном комплексе «Измайлово» важное место заняли семинары для руководителей региональных организаций ВОИ и членов Центрального правления ВОИ.

7 ноября состоялся семинар на тему «Государственная политика взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями и механизмы их участия в оказании социальных услуг».

Семинар открыл первый заместитель председателя ВОИ Флюр Нурлыгаянов. Он отметил, что цель семинара — получение новых теоретических знаний и углубление практического опыта в вопросах привлечения некоммерческих организаций к оказанию услуг в социальной сфере. Флюр Фаткулгаянович представил первого выступающего — доцента Института государственной службы и управления, эксперта Общественной палаты РФ Оксану Коротееву. Она познакомила слушателей с новшествами в государственной политике по развитию в России социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО).

В 2015 году был принят федеральный закон, который допустил СО НКО к оказанию социальных услуг за счет бюджета: до сих пор это было прерогативой исключительно государственных учреждений. Цель нововведения — повысить качество оказываемых услуг. В соответствии с поручением Президента РФ, СО НКО должны быть отданы до 10% бюджетных средств, выделяемых на оказание социальных услуг. За реализацией закона нужен общественный контроль. Председатели многих региональных отделений ВОИ вошли в состав координационных советов, созданных во всех субъектах РФ.

Основное условие для того, чтобы СО НКО получила доступ к этим 10% бюджетных средств: она должна обладать статусом «исполнителя общественно полезных услуг». Этот статус предоставляется на два года. Его получение означает также финансовую и имущественную поддержку. Но практика показывает, что для рядовых НКО получить статус и войти в соответствующий реестр сложно, получить льготы практически невозможно.

Почему?

Оксана Коротеева рассказала, каким критериям должна соответствовать организация для получения этого статуса: соответствовать условиям, перечисленным в Постановлении Правительства РФ № 1096 от 27.10.2016; не иметь задолженности перед бюджетом; не являться иностранным агентом.

Здесь и возникают всевозможные «но». В частности, услуга, которую СО НКО собирается оказывать населению, должна входить в реестр услуг и соответствовать требуемому качеству. На одни услуги разработаны стандарты и нормативы, на другие существуют лишь размытые критерии качества.

Другой нюанс: порядок вхождения в реестр исполнителей общественно полезных услуг утвержден, но реестр формируется на уровне федеральных органов, а они пока не имеют опыта работы с НКО и зачастую просто не понимают, зачем нужно включать в реестр какие-то новые организации.

Чтобы решить эти и другие проблемы, в субъектах федерации разрабатываются «дорожные карты» доступа НКО к бюджетным средствам на оказание социальных услуг. В связи с этим отдельный блок семинара был посвящен новым технологиям общественно-государственного взаимодействия.

До сих пор механизмы получения бюджетных средств ограничивались тремя формами: госзакупки, субсидии и целевые сертификаты. Теперь появляется возможность получить возмещение из бюджета за оказанные общественно полезные услуги. Однако расценки и тарифы минимальные, так как они разработаны для государственных учреждений и, следовательно, не учитывают, например, коммунальных платежей или административных расходов.

Сейчас на федеральном уровне готовится закон о государственном муниципальном социальном заказе. Проект закона предусматривает компенсацию административных расходов и авансирование — это немаловажно для СО НКО. Критерий качества — эффективность оказания услуг. Одно из целей нового закона — выравнивание в правах СО НКО и предприятий малого и среднего бизнеса.

Все эти нововведения ставят перед некоммерческими организациями задачу перехода от проектной деятельности к программно-целевой. В качестве мер повышения потенциала НКО Оксана Коротеева предложила использовать грантовую систему, объединять ресурсы различных НКО, углублять комплексность услуг, развивать добровольчество, привлекать студентов и благотворительный труд специалистов.

Отдельная тема разговора на семинаре — система общественного контроля. Представители сообщества НКО могут осуществлять контроль через такие формы, как общественный мониторинг, общественное обсуждение, общественная экспертиза и общественные слушания. Субъекты контроля — общественные советы и общественные палаты при органах власти в регионах. При этом по-прежнему актуальна проблема совершенствования механизма формирования региональных общественных палат.

Должны быть соблюдены основные принципы общественного контроля — самостоятельность и независимость, публичность и открытость. Органам государственной власти нужно обязательно учитывать выводы и предложения органов общественного контроля — те имеют право требовать обоснованного ответа на свои запросы. Что, однако, не означает, что они имеют право необоснованно вмешиваться в деятельность органов власти. Таким образом, результатом общественного контроля всегда должны быть тщательно проработанные и обоснованные рекомендации конкретному органу власти.

Вторую часть семинара провел член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ, председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак. Это был своего рода мастер-класс по применению механизмов доступа СО НКО к оказанию услуг в социальной защите и социальном обслуживании.

Часть сегодняшних проблем основана на том, что некоммерческие организации, в отличие от государственных учреждений, не привязаны к определенному ведомству — как правило, они действуют на стыке интересов и сфер влияния различных отраслевых министерств. Но бюджет-то распределяется исключительно по-ведомственно. Следовательно, СО НКО для доступа к бюджетному финансированию необходимо «привязываться» к конкретному ведомству и «подгонять» оказываемые услуги под его запросы.

Другой блок проблем связан с субсидиями и контрактными системами. Инициатива здесь может исходить лишь от органов власти, а контрактная система не приспособлена к оказанию услуг третьей стороне. Тем не менее, опыт преодоления этих несоответствий уже есть в Москве.

Еще одна проблема: перечень социальных услуг действует на региональном уровне, но классификация этих услуг очень быстро устаревает, как устаревают стандарты и нормативы. Существуют требования к поставщикам социальных услуг, но они не прорабатываются под конкретные случаи. Получатели услуг тоже не ранжируются — они должны иметь право на получение услуги, то есть должны быть признаны нуждающимся.

В общем, мы в самом начале очень большого пути…

После своих выступлений Александр Спивак и Оксана Коротеева провели практикум по участию СО НКО в оказании социальных услуг. Семинар завершился дискуссией и обменом опытом между регионами.

8 ноября первым мероприятием дня стал семинар «О конкурсе президентских грантов по развитию гражданского общества».

Семинар провел советник генерального директора фонда Президентских грантов по развитию гражданского общества Владимир Татаринов. Он представил критерии оценки заявок для конкурса президентских грантов и подробно рассказал о каждом из них.

Продолжил работу программы семинаров своим выступлением заместитель генерального директора по правовым вопросам краудфандинговой платформы «Планета.ру», руководитель программы «Планета добрых людей» Алексей Чесноков. Он рассказал о краудфандинге (народном финансировании — коллективном сотрудничестве людей, финансирующих разнообразные проекты — прим. ред.) как универсальном инструменте продвижения социальных проектов. Алексей Чесноков раскрыл возможности краудфандинга: привлечение денежных средств, продвижение проекта и привлечение сторонников.

Об ифраструктурной поддержке проектов социального предпринимательства на примере деятельности Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» говорил заместитель исполнительного директора фонда Евгений Рахновский.

Генеральный директор ООО «Сетеснасть» Рифат Юлгушев представил доклад о социальном предпринимательстве в рыбной отрасли.

По проблемам, определенным темой семинара, выступил декан факультета педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент инклюзивного Московского государственного гуманитарно-экономического университета Игорь Руденко. О возможностях карьерного роста в системе инклюзивного образования рассказала заведующая кафедрой социологии, кандидат социологических наук, доцент МГГЭУ Екатерина Воеводина.

Завершил семинар доклад директора по исследованиям Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Тимура Аймалетдинова о клиентоориентированности банков в отношении лиц с ограниченными физическими возможностями.

Во второй половине дня 8 ноября состоялись заседания семи Межрегиональных советов организаций ВОИ и ЦКРК ВОИ.

На мероприятиях ЦП ВОИ работали
Екатерина ЗОТОВА, Вадим ОКУЛОВ, Анна ПОСКАЧЕЙ, Елена СМИДОВИЧ