Начало
ПРОЙТИ МАРШРУТ ДО КОНЦА! | Печать |

Туризм, доступный для  всех, и его организаторы

Наверное, я могу считать себя счастливым человеком.

Я увидела Париж и не умерла, вопреки крылатой фразе Ильи Эренбурга.

Я наслаждалась видом древних икон Псковщины и Великого Новгорода.

Повторила страшный и победный путь от Москвы до Бреста никогда не виденного мною деда, солдата Великой Отечественной.

Я немало дней и ночей провела в приполярной тайге, и меня не съели медведи.  Была в Белой пустыне – а это все равно, что побывать на другой планете – и благополучно вернулась в родную Москву.

И все это благодаря инватуризму, который существует и развивается усилиями Всероссийского общества инвалидов, Московской городской организации ВОИ, региональных и межрегиональных  объединений инвалидов, общественных некоммерческих организаций и благотворительных фондов.

Вот об этом и поговорим: о том, как все начиналось, чем наполнялось, и к чему мы пришли…

Начнем, пожалуй, с конца – с того, к каким итогам привело развитие инватуризма в России. И самый главный итог – это изменение сознания людей, как самих инвалидов, так и всего общества.

Надежда Лобанова, председатель Московской городской организации ВОИ, в одном из интервью сказала:

«Чувствуется, как меняется отношение людей к нам, инвалидам, Они с одобрением нас воспринимают: вот, мол, люди не сидят по домам наедине со своими недугами и проблемами, а путешествуют, и этим живут -  у них это получается!

Мы доказали, что мы самостоятельные, самодостаточные - такие же, как и все.  Вы, общество, только помогите нам - уберите мешающие движению ступени, сделайте перила, еще что-то там, что пригодится не только тем, кто ограничен в передвижении, но и вполне здоровым людям. И мы наравне со всеми будем путешествовать. А путешествовать можно не только коллективно, но и индивидуально…»

На российском туристическом рынке можно найти различные предложения для людей с ограниченными возможностями здоровья, обозначенные как «путешествия для инвалидов», «паратуризм», «инвалидный туризм», «туризм для инвалидов», «туризм глухих», «туризм слепых», «реабилитационный туризм», «коррекционно-образовательный туризм» и «коллективный туризм».  Все эти слова  подразумевают доступность туризма для любого человека - в смысле приспособления инфраструктуры туристических центров и объектов туристского показа к различным нуждам всех людей, в том числе, инвалидов, пожилых, их опекунов и членов семей, людей с временными ограничениями по здоровью, семей с маленькими детьми. Этот процесс активно развивается.

Коллективный экскурсионный инватуризм   начинался не на пустом месте. Он появился в нашей стране практически вместе с развитием общественного  движения инвалидов. Сначала инвалиды стали путешествовать сами, затем этим занялись общественные организации инвалидов, а потом уже общество признало необходимость адаптации к нуждам людей с ограниченными физическими возможностями всей окружающей среды, в том числе и туристической индустрии.

Более 30 лет тому назад в движении людей с инвалидностью активно участвовала Антонина Бастрыкина. Она начинала с работы в инициативной группе по созданию Московской городской организации инвалидов,. В качестве председателя Региональной общественной организации инвалидов «Контакты-М», Бастрыкина занималась реабилитацией инвалидов в медицинской, социально-культурной областях и  их социализацией с помощью  туризма.

Московским инвалидам особенно запомнился автопробег «Москва-Север» в 1991 году с остановкой на турбазе в г. Юрьевске Новгородской  области. Участникам автопробега приходилось преодолевать много препятствий - и недоступные дороги, и бытовые трудности. По итогам этой поездки и других коллективных выездов Антонина Бастрыкина написала  монографию «Туризм в системе  реабилитации и социальной интеграции для пожилых и людей с ограниченными возможностями».

С начала девяностых годов  московская городская организация инвалидов  во главе  с  председателем МГО ВОИ  Николаем  Чигаренцевым  и его заместителем  Надеждой Лобановой стала активно заниматься внедрением в жизнь  транспорта, доступного для людей с ограничениями движений. Эта настойчивая работа, а также поддержка властных структур столицы привели к тому, что инвалиды на колясках стали выходить из домов, активнее  участвовать в жизни общества.  Следующим шагом стало их участие  в экскурсиях и поездах по городу, а потом и по стране.

Люди с инвалидностью стали активно ездить.

Уже в 1994 году Московская городская организация ВОИ начала проводить для  членов организации первые коллективные экскурсии. Постепенно эта работа сложилось в отдельное направление социальной реабилитации и интеграции инвалидов, которое с тех пор развивается активно и в различных формах.

Каких? Давайте посмотрим.

Особое развитие московский инватуризм получил вместе с созданием столичной службы социального такси и появлением в ее транспортном парке специальных автобусов с подъемниками. Такая поддержка со стороны Правительства Москвы и целеустремленная работа МГО ВОИ во главе с Надеждой Лобановой уже в наше время  позволили  местным районным организациям МГО ВОИ и другим объединениям инвалидов совершать экскурсионные поездки не только по Москве - маршруты пролегли по значительной территории России, а со временем даже по братской Белоруссии.

Очень популярными стали путешествия в культурно-исторические центры, такие как Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Казань, Рязань, Воронеж, Дивеево, Муром, Суздаль, Переславль-Залесский. Совсем недавно, с 9 по 13 марта нынешнего года,  члены МРО «Восточное Дегунино» МГО ВОИ совершили  экскурсионную поездку по Псковской области. Ее участники побывали в Псково-Печёрской лавре и древних пещерах, повидали Изборскую крепость и Псковский Кремль.  Культпоход в Псковский драматический театр, где по счастливому стечению обстоятельств давали пьесу Пушкина «Метель», дополнилось знакомством с Пушкинскими горами -  усадьбами Михайловское и Тригорское, а также посещением места захоронения поэта в Святогорском монастыре.  Все были в восторге от путешествия! И ведь такая поездка на Псковщину – не единственная. Двумя годами раньше такой же вояж совершили члены МРО «Ярославское» МГО ВОИ.

Московская городская организация инвалидов , используя доступный транспорт, получила возможность поддержать и событийный туризм, посвященный знаковым событиям. Самый яркий тому пример - ежегодные автобусные поездки инвалидов на гонки «Формулы-1» в Сочи. Москвичи не только посещают  одно из самых зрелищных мероприятий в мире, но  и могут побывать на горнолыжном курорте в Красной Поляне.

Мы сразу увлеклись дальним экскурсионным туризмом, но вполне естественно, что сначала и параллельно с ним в Москве развивался  туризм ближний. Очень востребованы однодневные экскурсионные поездки, организуемые местными районными организациями МГО ВОИ по памятным и историческим местам Подмосковья и прилегающих областей, по монастырям и храмам, несмотря на то, что на российских широтах они очень редко бывают приспособленными для маломобильных паломников. Но ситуация меняется, и меняется к лучшему - именно благодаря таким вот поездкам.

Эти программы привлекательны тем, что не требуют затрат на оплату гостиниц и необременительны для участников: нет необходимости собирать и везти на себе багаж и планировать большой запас времени.

Некоторые проекты становятся долговременной, из года в год поддерживаемой, традицией, как, например, организуемые МГО ВОИ  ко Дню космонавтики поездки на родину Юрия Гагарина в Смоленской области или на место его гибели.

Естественно, экскурсионный туризм распространяется  и на сам город. Москва в плане доступности туристических объектов для маломобильных граждан становится все более и более  благополучным городом. Значительная доля культурных объектов столицы уже полностью или частично приспособлены для приема туристов-инвалидов. Среди них такие музеи, как Дарвиновский, Третьяковская галерея, «Музеон», Новодевичий монастырь, Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском и другие.

Кроме того, все новые гостиницы, строящиеся в Москве, все московские автобусы и почти все трамваи, выходящие на городские маршруты, учитывают потребности людей с ограниченными возможностями. На московском информационном туристском Интернет-портале представлен специальный раздел, посвященный Москве, доступной для инвалидов. Разработаны интерактивные карты, позволяющие человеку с инвалидностью самостоятельно выбрать доступный для него маршрут по городу.

Для примера: только за два  первые, казалось бы, самые непривлекательные для путешествий зимние месяцы текущего года районные организации совершили несколько поездок. Так, члены МРО «Измайлово» МГО ВОИ отправились на комфортабельном автобусе на берег Москвы-реки в район Нагатинской поймы, где расположен крупнейший в Европе крытый всесезонный парк развлечений «Остров Мечты».

Ко Дню защитника Отечества состоялась экскурсия, организованная  МРО «Бескудниково» МГО ВОИ, в Парк «Патриот» с его  величественным главным храмом Вооруженных сил,  Дорогой Памяти и впечатляющим монументом  Скорбящей матери.  Дети и молодые инвалиды посетили выставку «Красивая ночь для всех людей» в Музее современного искусства «Гараж». А общество инвалидов МРО «Нагорный» МГО ВОИ организовало в преддверии 60-летия первого полета Юрия Гагарина в космос экскурсию в музейный комплекс мирового уровня - центр «Космонавтика и авиация» на ВДНХ   И это только начало года!..

Особое значение МГО ВОИ придавала организации автопробегов.

В 2014 году МГО ВОИ организовали автопробег на машинах с ручным управлением водителей с инвалидностью «Крым, доступный для всех». Он  проходил по маршруту: Москва - Елец - Каменск-Шахтинский - Краснодар - Темрюк - Керчь - Симферополь - Севастополь - Москва.

Годом позже в честь 70-летия Великой Победы  был проведен пробег на автомобилях от Москвы до Бреста. Он стал частью межрегионального проекта ВОИ «Города Победы».

Еще один масштабный автопробег  - «Города Поволжья» - был организован МГО ВОИ совместно с Международной академией доступности и универсального дизайна  в 2016 году. На семи автомобилях с ручным управлением водители с нарушениями опорно-двигательного аппарата проехали по маршруту Москва – Пенза – Самара – Тольятти – Ульяновск – Казань  - Нижний Новгород. Здесь еще раз необходимо отметить, что цель и результат таких мероприятий – обмен опытом  по  внедрению универсального дизайна.

В общей «копилке» МГО ВОИ также несколько автопробегов по Золотому кольцу России. В 2019 году 17 инвалидов на автомобилях с ручным управлением посетили прославленные своей древней архитектурой города Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Иваново, Суздаль, Владимир. По пути следования участники автопробега изучали доступность инфраструктуры  этих городов, делились  столичным опытом устройства безъбарьерной среды.
В 2020 году активисты МГО ВОИ посетили  города-герои и города воинской славы с ответственной миссией - отдать дань памяти героям Великой Отечественной войны в год  75-летия Великой Победы.

Такие автопробеги традиционно организуются при финансовой  поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы и Всероссийского общества инвалидов.

Здесь нельзя не вспомнить и об историческом  автопробеге, организованном ВОИ совместно с учрежденным им фондом «Филантроп»  в 2003 году, когда Евросоюз, а вслед за ним и Россия объявили Год инвалидов. Автопробег «Бумеранг» прошел по маршруту Москва - Ярославль - Вологда - Старая Ладога - Петрозаводск - Апатиты - Санкт-Петербург - Новгород Великий - Псков - Смоленск – Москва.  6000-километровый маршрут  строился по принципу передачи эстафеты от региона к региону.  На границе каждой области к колонне присоединялись новые участники-инвалиды на своих машинах с ручным управлением - не менее пяти автомобилей с двумя-тремя членами экипажа в каждом. Таким образом, в общей сложности в автопробеге приняло участие более ста человек с ограниченными возможностями здоровья. Символ автопробега - бумеранг - был затем передан Еврокомиссии в Брюсселе во время поездки, организованной фондом «Филантроп».

Первую массовую экскурсию за рубеж для инвалидов Фонд «Филантроп» организовал еще в 1994 году. Это был вояж в Турцию большой группы москвичей-инвалидов, включая тех, кто передвигается на колясках. Никакого государственного финансирования таких проектов тогда еще не было, средства весьма ограниченные, и весь путь был проделан на обычном автобусе - из Москвы через Румынию и Болгарию, дальше через всю Турцию на ее южное побережье в Анталию, и обратно. Кому тогда досталось больше: людям, привыкшим к коляске, или их «ходячим» спутникам - непонятно. Но, так или иначе, в дальнейшем «Филантроп» организовывал свои зарубежные экскурсионные поездки для инвалидов только по высшему разряду - с авиаперелетами, заказом доступных гостиниц, разработкой специальных маршрутов и соответствующего экскурсионного обслуживания, обеспечением полноценного питания.

К тому времени появилась возможность включать такие проекты в государственные программы, и в течение многих лет это направление активно разрабатывалось  фондом «Филантроп»  и Префектурой  Центрального округа Москвы. Проект назывался «Инвасотрудничество без границ». Его целью были не просто экскурсии, а изучение опыта в создании безбарьерной среды и налаживание контактов с зарубежными объединениями инвалидов. Участники проекта  познакомились со  многими  европейскими странами, такими как Франция, Бельгия, Швейцария, Германия, Италия, Черногория, Финляндия,  и даже с далеким от российской столицы Китаем.

Совсем иначе реализует свои проекты Межрегиональная ассоциация инвалидов России «Аппарель». Она  организует дальние и длительные поездки иногда даже при полном отсутствии финансирования. При этом инватуризм становится социальной акцией, в которой участвуют до 30  инвалидов-колясочников при минимальном содействии волонтеров.

Первый такой марафон от Москвы до Бреста был организована МАИ «Аппарель» в 2005 году, и с тех пор   они проводилась  практически ежегодно. Из города в город участники переезжали на автобусе, а в населенных пунктах проходили колонной на колясках по улицам, встречались с администрацией, ветеранами  и инвалидами, знакомились с достопримечательностями, не забывая изучать доступную среду.

В последнее десятилетие свои социально-туристические проекты МАИ «Аппарель»  осуществляет исключительно благодаря поддержке со стороны МГО ВОИ.

Так, в год 75-летия Великой Победы состоялась Эстафета «Дорога памяти». Пандемия не позволила реализовать проект от Москвы до Бреста, как он задумывался, и эстафета прошла по городам воинской славы  Москва, Наро-Фоминск, Дмитров, Ржев, Санкт-Петербург, Кронштадт, Гатчина.

Тут нельзя не упомянуть один довольно экстремальный и, можно сказать, эксклюзивный проект МАИ «Аппарель». С 2001 по 2014 годы эта организация провела девять сплавов по горным рекам Северного и Приполярного Урала в условиях девственной тайги и полного отсутствия связи с внешним миром. Несмотря на летний период, температура воздуха иногда едва переваливала ниже нулевой отметки, а дожди не прекращались неделями. Обратной дороги попросту не существует, и водный маршрут, длиной более сотни километров и кое-где подпадающий под третью категорию сложности, должен быть пройден от начала до конца!

Люди, выдерживающие такой «экстрим», начинают понимать, что они действительно могут все!

Еще один туристский проект, уже не столь экстремальный, в последние годы стал весьма популярным  среди москвичей. Это двухнедельные палаточные лагеря в Крыму, где каждый раз собирается не менее 50 инвалидов, большинство из которых передвигаются на колясках. Благодаря десятилетней истории этого проекта, бывший некогда диким пляж к северу от Севастополя теперь оборудован бетонными дорожками и туалетными кабинками для инвалидов.  А при поддержке  Крымской республиканской региональной организации ВОИ  участники могут пользоваться специальными пляжными колясками-амфибиями.

Теперь самое время вспомнить о другом виде туризма – спортивном. Программы развития  спортивного инватуризма, начавшись в середине  90-х годов,  продолжаются до сих пор. Умение ставить палатку, разжигать костер, навешивать веревочную переправу, пользоваться обвязкой, взбираться с ее помощью по отвесным стенам, вязать узлы, ориентироваться на местности, управлять надувной лодкой и оказывать первую помощь - вот далеко не полный перечень тех навыков, которыми в совершенстве овладевали участники первых туристических слетов.

В Москве к «первопроходцам» спортивного туризма относится «Навигатор» - региональная общественная организация спортивной реабилитации инвалидов. «Навигатор» регулярно проводил туристические слеты для москвичей в Алмазово - живописном местечке в 35 километрах к востоку от столицы.

Первый же всероссийский фестиваль спортивного туризма для людей с ограниченными возможностями здоровья прошел в 2002 году тоже под Москвой - в Святогорово. Одним из организаторов выступило Всероссийское общество инвалидов. Позже подобные мероприятия стали проводиться во многих регионах  России.

Самым ярким ежегодным событием  последних лет можно назвать Туриаду «Юрюзань», которая проходит в Башкирии с 2012 года. Она организуется ВОИ  совместно с Российским спортивным союзом инвалидов. Говоря о проекте, лидер РССИ Флюр Нурлыгаянов  отмечал:

«Здесь есть все условия для проведения соревнований по спортивному туризму и альпинизму. В рамках турслета  испытываются новые виды снаряжений, которые входят в практику спортивного туризма для людей с инвалидностью, – приспособления для подъема на скалы, новые виды катамаранов, специальные инвалидные коляски.

Соревнования всегда бывают захватывающими и очень интересными!».

«Юрюзань» быстро обрела популярность. Так, пятый слет в 2016 году собрал уже 15 команд - более  150 человек из самых разных уголков России. Программа соревнований расширяется год от года, неуклонно растет технический уровень участников, усложняются дистанции, увеличивается их количество. Вот уже почти десять лет десятки людей с инвалидностью со всей страны ежегодно собираются  на Юрюзани, чтобы померяться силами в пешеходном туризме, туризме на средствах передвижения, водном туризме и альпинизме.

Нельзя не упомянуть и еще об одном виде туризма .-туризма с дайвинговой программой.  Честь его первооткрывателя для московских инвалидов еще в начале 2000-х годов  также принадлежит  «Навигатору». Туристические слеты с дайвинг-программой неоднократно проводились на море - в Судаке, Феодосии, Кринице, Дивноморске и других точках Черноморского побережья России, а также на Валдае.

В 2008 году состоялась организованная «Навигатором» поездка в Египет. Московские инвадайверы не  только впервые ныряли в Красном море, они еще и побывали в глубокой Сахаре.

Через пять лет в Анапе фонд «Доступная среда» и дайв-центр «Акваглобус» организовали  первый международный парадайвлагерь, а еще через год - первые соревнования по дайвингу. Опыт оказался успешным, проектом заинтересовались  РССИ и ВОИ, и годом позже парадайвинг прочно вошел в программу фестиваля «Пара-Крым», ежегодно проходящего в Евпатории.

Показательно, что Российский спортивный союз инвалидов под руководством Флюра Нурлыгаянова сегодня развивает не только традиционный спортивный туризм, но  и  парашютный, планерный и яхтенный спорт. Все это подразумевает не только путешествия в пространстве, но и определенный выход из зоны комфорта,  переоценку собственных возможностей, а иногда и мобилизацию всех своих сил.

Теперь несколько слов о популярном среди москвичей автотуризме. Отдельную страницу  в историю его развития вписал Московский автомобильный клуб инвалидов (МАКИ), созданный в 1989 году группой энтузиастов, владельцев автомобилей с ручным управлением. В том же году состоялась первая зарубежная поездка десяти экипажей на ралли в Болгарию. Члены МАКИ  ездили на своих машинах с ручным управлением на соревнования в Польшу, Чехословакию, Литву, Германию, Великобританию. Экипажи побывали на Паралимпийских играх в Афинах, Барселоне, в Лиллехаммере и  в Сочи.  А на первые  автомобильные соревнования инвалидов - ралли «Надежда» на своих автомобилях с ручным управлением, в Москву приезжали инвалиды из Красноярска, Бийска, из  Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Волгограда и  других городов

Наконец, есть еще один вид туризма, также доступный инвалидам, – экстремальный. Уже давно известные путешественники-энтузиасты  Дмитрий и Матвей Шпаро стали приглашать в свои проекты инвалидов. Однако  при этом осуществлялся жесткий отбор и ограничивались виды инвалидности. Эти проекты во-первых, единичны, а во-вторых, носят ярко выраженный инклюзивный характер: в команду опытных, хорошо экипированных профессионалов включаются один-два участника с ограничениями по здоровью. Попасть в такой проект для рядового инвалида – все равно, что полететь в космос.

Опыт московских энтузиастов инватуризма перенимают те участники, которые приезжают из других регионов России, многие из которых уникальны по своим природным условиям.  Там тоже начинает развиваться движение за доступность, и таким образом для инвалидов открывается еще одна ниша -  экологический туризм.

Яркий тому пример - инклюзивный тур «Доступная Бурятия - доступный Байкал». Он был разработан Региональным общественным фондом инвалидов-колясочников «Общество без барьеров». Для инвалидов-колясочников были приспособлены центр искусств, музей истории Бурятии, в котором была создана интерактивно-тактильная юрта, а также площадки событийного туризма - мест, где проводятся национальные праздники. Кроме того для инвалидов была  обеспечена доступность пляжа в особой экономической зоне «Байкальская гавань», где кроме дорожек, был построен домик с обогревом для переодевания и медицинской помощи, закуплено оборудование для туристов с поражением опорно-двигательного аппарата и проблемами зрения.  Итогом грантовой части этого проекта стал двухдневный инваслёт «Байкал-2018» на берегу всемирно известного памятника природы.

Нельзя объять необъятное, поэтому давайте подведем некоторые итоги.

Мы поговорили об инватуризме экскурсионном - ближнем и дальнем, включая зарубежный. Убедились, что событийный туризм тоже доступен для всех. Коротко затронули туризм на автомобилях с ручным управлением.

Мы обнаружили, что коллективный  инватуризм становится социальным и преследует общественно значимые цели. Он   изменяет  отношение общества к инвалидам, а власти осознают  необходимость внедрения в жизнь доступной, безъбарьерной и универсальной среды.

Большое внимание  было  уделено туризму спортивному, экстремальному и рекреационному.

Мой очерк не претендует на полноту охвата всех туристических программ, доступных сегодня российским инвалидам. Главная его мысль:  познавайте мир разными способами. Было бы желание!

Председатель ВОИ,  депутат Государственной Думы РФ Михаил Терентьев в свое время сказал:

«Цель всех мероприятий ВОИ, которые направлены на массовое привлечение людей с инвалидностью к спорту и туризму, - помочь снять психологические барьеры, вытащить людей из четырех стен, чтобы они поняли: ко всему можно приспособиться и жить полноценной жизнью. Можно жить в палатке, подниматься в горы, идти на катамаране, преодолевать препятствия. И не просто преодолевать, а на время, когда работает секундомер!

Туристические слеты проходят во многих регионах. Наша страна очень многообразна, и в этом многообразии сила и страны, и нашей организации. В каждом регионе свой местный колорит, своя специфика, свои особенности, которые способствуют большему охвату направлений, где человек может самореализоваться».

Анна ПОСКАЧЕЙ
Фото из коллекции автора и архива редакции