Начало В последнем номере «МЯГКИЙ ПРОРЫВ» В РЕЖИМЕ САМОИЗОЛЯЦИИ
«МЯГКИЙ ПРОРЫВ» В РЕЖИМЕ САМОИЗОЛЯЦИИ | Печать |

Когда большинство населения страны оказались в условиях вынужденной самоизоляции, вслед за работодателями, которые принялись осваивать возможности онлайн-общения как основы работы «на удаленке», туда же устремилось большинство НКО.

В сеть переехали многие курсы программы «Московское долголетие», онлайн-занятия по аэробике и танцам, вокалу и иностранным языкам.

Попытки освоить Интернет-пространство предпринимались многими и раньше. Но тогда это были в основном онлайн-трансляции или видеозаписи конференций, проходивших «вживую». Теперь же общение в прямом эфире стало единственно возможной формой взаимодействия.

Первопроходцами в этом плане стали НКО, работающие в сфере социокультурной реабилитации инвалидов. Понятно, что с первыми же ограничениями свободы передвижения все очные занятия были отменены. Но опытные педагоги сориентировались быстро.

РО МОО «Равные возможности» и Интегрированный театр-студия «Круг II» перенесли в онлайн большинство курсов для своих подопечных, которые проводятся при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках проекта «Москва — добрый город». В итоге подростки и молодежь с особенностями развития продолжили заниматься сценической речью и декоративно-прикладным искусством, фотографией, ИЗО, гимнастикой для рук.

Кроме того, педагоги «Круга II» запустили на самоизоляции новый курс под названием «Каждый Атом». Его задача — научить ребят замечать красоту в самых обыденных предметах и превращать ее в художественные фотографии. Результаты выкладывались на всеобщее обозрение на страницах «Круга II» в соцсетях и собирали множество лайков, побуждая слушателей к новым достижениям.

Питерская театральная школа Центра творческих проектов «Инклюзион», в которой в основном занимаются немолодые люди с одновременным нарушением слуха и зрения, тоже начала проводить репетиции в режиме онлайн. Куратор школы Юлия Поцелуева рассказала, что к ним удалось привлечь даже тех студийцев, у которых есть только кнопочные телефоны — с ними педагоги занимались индивидуально.

А директор Центра социокультурной анимации «Одухотворение» Леонид Тарасов с начала апреля организовал в Сети бесплатные ежедневные танцевальные занятия для всех желающих. Их постоянными участниками стали около полусотни человек — не только те, кто занимается в студии «Одухотворение», но и любители потанцевать со всего мира, от Канады до Узбекистана. Они осваивали базовые движения различных бальных танцев и учились импровизировать под музыку.

И это — лишь некоторые примеры!

Не менее активными оказались попытки социальных НКО и благотворительных фондов расширить число своих единомышленников, привлекая их к обсуждению острых проблем жизни людей с инвалидностью.

Инклюзивный проект Everland организовал серию онлайн-конференций, на которых рассматривались вопросы дистанционного обучения и трудоустройства инвалидов, а также роль родителей в социализации инвалидов с детства разных категорий. В них принимали участие и родители, и специалисты, и сами люди с инвалидностью. Впрочем, разграничить две последних категории было сложно, т.к. большинство сотрудников этой организации сами инвалиды. Уже не первый год они дистанционно работают в сфере профессионального обучения и трудоустройства людей с инвалидностью, и поэтому хорошо владеют технологией проведения онлайн-конференций.

А вот с содержанием бесед дела обстояли сложнее. Часто вместо глубокого экспертного анализа проблемы слушателям предлагалась либо информация, поданная на простейшем уровне, либо — мнения отдельных участников процесса, которые далеко не всегда отражают общую картину. Главной причиной этого стала попытка организаторов обойтись «своими силами», без привлечения к разговору квалифицированных экспертов.

Не было таких экспертов и на серии обсуждений фильма Андрея Афонина «Быть особым родителем», запущенной в рамках общероссийского проекта #сидимдома. Однако здесь в фокусе внимания были не общие тенденции, а то, как по-разному люди могут переживать сходную ситуацию, какие пути они находят для преодоления трудностей. Герои фильма — родители детей с ментальной инвалидностью, прошедшие цикл занятий в Школе родительского мастерства РО МОО «Равные возможности», ответили на целый ряд вопросов, касающихся воспитания и развития их детей.

Перед каждым обсуждением участникам предлагалось посмотреть эпизод фильма, состоящий из ответов на два вопроса. К разговору были приглашены не только родители детей с особенностями развития, но и специалисты помогающих профессий, студенты профильных вузов, культурологи и социологи, занимающиеся вопросами развития социальных систем. И разговор удался!

«Фильм замечательный, можно давать родителям, которые только приходят за помощью,— написал в комментарии один из участников дискуссии.— Они находятся в очень сильном стрессе. А здесь примеры, когда родители уже прошли пиковый путь, и они рады своим детям. Такие примеры нужны, они очень помогают. Это ориентир, к чему можно стремиться. Мысль, что с инвалидностью тоже можно жить и быть счастливым. Живой опыт, жизнь, о которой они говорят — именно этим ценен фильм».

Центр творческих проектов «Инклюзион» и программа «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» запустили цикл онлайн-встреч «Социальный театр в России». Он стал продолжением образовательной программы первого Форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд», состоявшегося в Москве в октябре 2019 года. На каждую полуторачасовую встречу организаторы приглашали трех практиков и теоретиков современного социального театра в России.

Ведущие встреч — арт-директор Центра им. Мейерхольда Елена Ковальская и координатор проектов Общественной организации социально-творческой реабилитации «Круг» Елена Попова — умело чередовали беседу со спикерами и показ видеофрагментов, дополняющих их рассказ. Высокий уровень подготовки подтверждает и тот факт, что все эфиры были обеспечены сурдопереводом — его вел переводчик Центра «Инклюзион» Павел Мазаев.

Социальный театр рассматривался на этих встречах с разных сторон — с позиции создателей, зрителей и формирующегося профессионального сообщества. Важное место в программе заняла тема инклюзивного театра, позволяющего людям с различными формами инвалидности напрямую заявить о себе со сцены. Порой участники онлайн-дискуссии тоже подкидывали неожиданные темы для размышления. К примеру, танцевальный педагог из Германии Кира Шмырева задалась вопросом, может ли театр не быть социальным, то есть не вовлекающим в свою сферу людей самых разных социальных групп. Сама она считает, что так не бывает, однако организаторы дискуссии придерживаются иного мнения. А один из спикеров, тифлокомментатор высшей категории Вера Февральских между делом упомянула о трудоемкости своей работы. Чтобы сделать тифлокомментарий к «Солярису» Андрея Тарковского, она посмотрела фильм 30 раз…

Наивно полагать, что подобные акции за несколько недель изменят то настороженное отношение к людям с инвалидностью, которое формировалось столетиями. Однако они не только придали новый импульс развитию дискуссии, но и подбросили в ее «топку» немало качественного топлива. Записи большинства конференций выложены в открытый доступ и уже набрали многие сотни, а иногда и тысячи просмотров. Значит, сторонников нового подхода к этим очень непростым проблемам становится все больше. А это внушает оптимизм.

Екатерина ЗОТОВА