Начало Статьи 11-12_2019 КАК ДЕТИ УЧАТ НАС ЖИТЬ
КАК ДЕТИ УЧАТ НАС ЖИТЬ | Печать |

В октябре в Ресурсном центре некоммерческих организаций Комитета общественных связей города Москвы состоялся круглый стол «Предчувствие будущего. Формирование образа будущего ребенка с особенностями развития», проведенный при поддержке Фонда президентских грантов.

Обсуждение было посвящено пятилетию работы при РО МОО «Равные возможности» «Школы родительского мастерства». В нем приняли участие родители, специалисты, работающие с семьями, воспитывающими инвалидов с детства, и представители прессы. Вели стол руководитель «Школы родительского мастерства» Андрей Афонин и преподаватель Школы, психотерапевт Анна Ключникова.

 

Почему ушел ребенок?

Идея Школы возникла из практической работы сотрудников «Равных возможностей» с подростками и молодежью с ментальными нарушениями. Время от времени случалось, что родители вдруг забирали своего ребенка, который прозанимался в студиях и мастерских несколько месяцев, а то и лет и достиг немалых успехов. Выяснялось, что в большинстве случаев они оказывались неготовы к тому, что под влиянием занятий поведение их ребенка (часто — совершеннолетнего) заметно изменится, не понимали, что делать в этой ситуации, и пытались вернуться в предыдущее состояние.

 

В то же время, для специалистов, работающих с их ребенком, эти изменения — не что иное, как прогнозируемый результат работы. «Они показывают, — отмечает Андрей Афонин, — что человек вырос из существующих способов коммуникации с миром, ему нужны новые формы взаимодействия, новые задачи и цели, возможности и отношения».

Первым шагом руководства «Равных возможностей» была попытка найти готовые программы и специалистов для работы с родителями, но она не увенчалась успехом. Тогда Афонин разработал свой комплекс занятий, цель которого — помочь родителям выстроить траекторию развития собственного ребенка. Он включает в себя три ступени по два шага. Каждый шаг — это шесть занятий по три часа каждое, которые проходят раз в неделю. Тема первой ступени — сепарация (отделение) ребенка от родителя, второй — взгляд на собственного ребенка со стороны, третьей — поиск родителем своего пути, независимого от пути ребенка.

За пять лет через эту программу прошли более 300 человек из разных регионов России и других стран. Основная их часть — родители инвалидов с детства самого разного возраста. Однако отзывы показали, что программа полезна и родителям здоровых детей, и специалистам, работающим с семьями. Обобщая опыт, Андрей Афонин даже предположил, что миссия родителей детей с особенностями развития — выявлять общие проблемы в отношениях родителей и детей, которые в этих семьях проявляются более явно и остро.

 

«Вы никогда уже не будете прежними!»

Именно так одна из слушательниц Школы объяснила суть происходящего родителям, которые впервые пришли на занятия.

По утверждению Афонина, главная задача курса — помочь родителю посмотреть со стороны на собственные отношения с ребенком и найти в себе ресурсы для решения проблем. «Все вместе мы — группа родителей, которые более осознанно относятся к своему особенному ребенку», — подчеркивает он. Изменение сознания происходит и через общение с другими родителями, и через переоценку собственного опыта, и с помощью арт-терапевтических, театральных и телесных практик, которые включены в занятия. При этом каждый меняется по-своему, в зависимости от того, насколько готов к переменам и осознал свои проблемы.

Как именно это происходит, можно было понять прямо на круглом столе. Примерно половину его времени заняла работа в малых группах, когда родители и специалисты обсуждали, что для каждого было самым трудным и самым важным во время прохождения Школы. Подведение результатов этого «мозгового штурма» быстро переросло в оживленную и очень неформальную дискуссию о самых острых проблемах, встающих перед семьями, в которых появляется ребенок-инвалид.

Впрочем, ничего неожиданного в выводах групп не было, так как большинство названных проблем хорошо известны: сложность принятия факта, что твой ребенок «не такой, как все», одиночество мамы и папы даже в кругу семьи, отсутствие личной жизни и постоянные стрессы, ведущие к эмоциональному выгоранию; страх за будущее ребенка, желание сделать его более самостоятельным — и одновременно неспособность предоставить ему больше свободы. Гораздо важнее было то, как эти проблемы обсуждались.

Говоря о них, каждый делился собственным опытом. Люди, пережившие выгорание, рассказывали о его признаках тем, у кого такого не было. Кто-то впервые проговаривал, что происходит с ним и его семьей. По мнению Андрея Афонина, это очень важно, так как делает явным то, что человек мог скрывать даже от самого себя.

А преподаватели Школы, в свою очередь, давали осторожные советы, обозначая направления, в которых можно двигаться дальше. Например, Анна Ключникова отметила, что родителям не нужно бояться видеть и признавать свои личные ценности и интересы, не «ставить крест» на себе, а учиться сочетать собственные потребности с потребностями ребенка.

Большинство участников дискуссии признались, что долгое время не хотели контактировать с другими родителями «особенных» детей, так как боялись, что в таких группах «сплошной плач и ужас-ужас-ужас». Однако, пройдя одну-две ступени «Школы родительского мастерства», они поняли: именно пример того, как другие справляются с похожими проблемами, позволяет обрести уверенность в себе. На круглом столе, говоря о себе, мамы и единственный папа улыбались и шутили, и это, пожалуй, лучшее свидетельство пользы занятий. А одна из мам сказала просто: «Ребенок научил меня жить»…

 

«Тоже я…»

Своеобразным завершением круглого стола стал спектакль Интегрированного театра-студии «Круг II» «Тоже Я», который был показан тем же вечером в Государственном музее — Культурном центре «Интеграция» имени Н.А. Островского.

На этот раз постановщик Андрей Афонин вместо своих артистов вывел на сцену их мам. Женщины разных возрастов, с разным жизненным опытом, они решились на очень непростой шаг — рассказать незнакомым людям о том, о чем обычно говорится лишь в самом тесном семейном кругу, а то и не говорится вовсе. Для некоторых из них участие в постановке стало продолжением занятий в «Школе родительского мастерства».

Они рассказывали о самых разных событиях. Например, о том, как в руках у маленькой девочки бешено колотилось сердечко птенца, который выпал из гнезда, колотилось — и вдруг остановилось… Эта первая встреча со смертью вскоре помогла ей пережить другую потерю — смерть дедушки.

Или — о том, как в спелеологической экспедиции рассказчица, ловкая и худенькая, была «дежурной глистой», обязанность которой — проверять узкие пещерные лазы на проходимость. Или — просто показать большой старый чемодан, который когда-то был твоей первой кроваткой…

За час с лишним, пока шел спектакль, зрители услышали десятки таких историй — веселых и печальных, забавных и трагичных. Но лишь к концу действа мамы перешли к той теме, которая объединила их всех — к своим «особенным» детям. Об их появлении на свет они рассказывали еще по очереди. А вот о месте, которое эти дети заняли в их жизни, женщины заговорили одновременно, каждая — для «своей» части зала, доверительно и негромко. Чтобы понять их, зрителю приходилось вслушиваться. Это было непросто, но со-
ответствовало тем усилиям, которые потребовались участницам спектакля, чтобы сначала осмыслить свой опыт, а потом вынести его на всеобщее обозрение.

В этой части действа каждый в буквальном смысле слова слышал свое. Для меня самым важным стал рассказ мамы 9-летнего сына о том, как она, привыкшая контролировать его поведение, как-то решила понаблюдать за мальчиком — и вдруг поняла, что он, неговорящий, очень многое умеет. В том числе, организовать членов семьи на важное общее дело…

Эта история стала для меня идеальным финалом всего спектакля, да и дня в целом. Ведь он о том, как важно уметь слушать других — и быть услышанным самому. А еще о том, что общение — это не лайки под гламурными фотками и не обсуждение очередных похождений звезд, а желание поделиться с другими своими воспоминаниями, своими победами и поражениями — одним словом, своей жизнью. Оно вызывает ответную волну воспоминаний и рассказов — об этом говорили многие зрители, выступавшие на традиционном для «Круга II» обсуждении спектакля. Все это вместе прекрасно сближает родителей и детей, близких и далеких, позволяя открыть что-то новое не только друг в друге, но и в самом себе.

Екатерина ЗОТОВА