Начало Статьи ДОСТУП К КУЛЬТУРЕ ОТКРЫТ КАЖДОМУ!
ДОСТУП К КУЛЬТУРЕ ОТКРЫТ КАЖДОМУ! | Печать |

27–28 марта в Московском доме общественных организаций (МДОО) состоялся III Форум «Доступная культурная среда», бессменный организатор которого — Центр социокультурной анимации «Одухотворение». Его инициативу поддержал Комитет общественных связей и молодежной политики города Москвы и его структурные подразделения — Ресурсный центр НКО и портал «Душевная Москва».

В этом году форум собрал около 200 представителей государственных учреждений, НКО, активистов общественных организаций инвалидов не только из Москвы и Московской области, но и из Рязанской, Калужской, Владимирской, Нижегородской, Саратовской, Кировской, Свердловской областей и Ханты-Мансийского автономного округа, а также из Республики Беларусь.

В адрес форума поступило приветствие от председателя Всероссийского общества инвалидов, депутата Госдумы РФ М.Б. Терентьева. Сообщая об этом, директор Центра социокультурной анимации «Одухотворение» Леонид Тарасов особо подчеркнул, что ВОИ — постоянный партнер Центра «Одухотворение», поддерживает все его крупные проекты.

 

Доступность как требование времени

В сознании многих людей слово «доступность» все еще крепко связано с такими словами, как «пандус» или «тактильная плитка». Между тем, и выступающие, и большинство участников форума давно «переросли» эти ограничения. Уж в самом начале пленарного заседания его ведущий Леонид Тарасов подчеркнул: «Доступная культурная среда — очень интегративная тема. Она включает в себя не только физическую и инфраструктурную доступность, но и психологические аспекты, формирующие готовность социума включать людей с инвалидностью в общество, и вопросы подготовки специалистов, и проблемы взаимодействия различных ведомств, призванных поддерживать людей с инвалидностью и их семьи.

На форум приглашены спикеры, организации которых успешно и устойчиво работают в этой сфере, каждая — по своему направлению. Это — вдохновляющий опыт, который, надеюсь, поможет кому-то из присутствующих начать в своем учреждении работу в новом направлении. Кроме того, форум призван помочь установить горизонтальные связи между специалистами, неравнодушными к проблемам инвалидов и заинтересованными в решении их средствами культуры и искусства».

О том же говорил еще один участник пленарного заседания — директор Государственного музея — культурного центра «Интеграция» имени Н.А. Островского Алексей Володин. Он рассказал о положении дел в Москве:

«Три года назад в ходе анкетирования выяснилось, что около 60% столичных учреждений культуры полностью или частично доступны для инвалидов. Однако в большинство из них инвалиды не ходят. Оказалось, что музеи психологически и организационно не готовы к работе с ними. Изменение ситуации началось через тренинги, на которых люди без инвалидности погружались в среду человека с определенной формой инвалидности. В них со временем стали принимать участие все желающие. Сегодня на концерты и спектакли в темноте, которые проходят в музее имени Островского, продаются билеты, и люди их покупают. В штате центра «Интеграция» 30% сотрудников — люди с инвалидностью».

Как работает эта организация, участники форума смогли посмотреть, когда во второй день работы форума для них была организована экскурсия в подразделение центра «Интеграция» в Перово, где занимаются различными видами творчества тысячи людей всех возрастов — с инвалидностью и без нее.

Многие выступавшие отмечали значительный прогресс в развитии отдельных элементов доступной культурной среды, достигнутый в последние годы. Однако обсуждение их тезисов на заседаниях и в кулуарах выявило и ряд общих проблем, которые препятствуют дальнейшему продвижению.

Одна из них — проблема оценки эффективности проводимых мероприятий, которую невозможно решить без качественного мониторинга. Доктор исторических наук, профессор, почетный работник сферы государственной молодежной политики Ольга Субаева отметила: «Нам нехватает индикативных показателей результативности проведенных мероприятий и реализованных проектов, которые могли бы объективно отразить их эффективность. Многие социальные индикаторы уже разработаны. Может быть, настало время практикам обращаться к науке, чтобы подобрать их для конкретного проекта». О. Субаева признала, что эта задача очень трудна, поскольку индикаторы должны учитывать особенности каждой категории инвалидов. Однако без ее решения темп движения вперед резко снижается.

О том, как важна в социокультурной работе трезвая оценка результата, свидетельствовали и дискуссии, то и дело возникавшие вокруг отдельных вопросов. Одна из наиболее острых дискуссий разгорелась на секции «Трудоустройство людей с инвалидностью в сфере культуры и искусства: современные подходы» вокруг сообщения Дарьи Кузнецовой — директора фонда «Активная Жизнь», известной модели, фотографа и блогера на коляске. Дарья рассказала о планах фонда открыть школу социальной фотографии «Точка зрения», чтобы дать возможность людям с инвалидностью, в том числе на колясках, получить специальность студийного фотографа.

Эта идея расколола зал надвое. Одни участники активно поддержали Дарью, выкрикивая, как на стадионе, «Молодец!», «Так держать!», другие отмечали утопичность идеи.

«Посмотрите, сколько фотографов без инвалидности сегодня не могут найти работу! — призвала аудиторию Татьяна Медюх, директор АНО «Центр реализации творческих проектов «Инклюзион». — Мы, реализуя масштабные проекты при поддержке Министерства культуры, Евгения Миронова и других известных людей, первоначально тоже называли своей миссией развитие профессионального инклюзивного театра в России. Потом мы поняли, что даем своим ребятам очень хорошее, но дополнительное образование, и другого дать не можем. При этом даже люди, которые действительно получают профессиональное образование в Специализированной академии искусств, несмотря на яркий талант, сидят без работы, как и многие их сверстники без инвалидности, так как профессионального инклюзивного театра в России нет. Проблему трудоустройства нужно решать системно, а не с помощью отдельных проектов».

Своеобразную точку в споре неожиданно поставил фотограф-волонтер центра «Одухотворение» Сергей Цыркунов (его фотографии вы видите на этой странице). «Я сам проводил курсы фотографии для ребят с нарушениями слуха, и только один из моей группы стал работать фотографом, — подтвердил он опасения Медюх и ее сторонников. — Но даже если у этих ребят нет профессионального будущего, пусть будет хотя бы настоящее!».

Бурной оказалась и дискуссия на секции «Психоневрологические интернаты (ПНИ) — территория открытости и культурной инклюзии?». Вопросительный знак в конце заявленной темы — красноречивая отсылка к оживленной полемике относительно планов властей по реорганизации ПНИ, развернувшейся в последнее время в СМИ и соцсетях.

«Полемика идет — а мы работаем, — так начала свое выступление Лидия Степанова, психолог Денежниковского психоневрологического интерната Московской области. — В 2010 году в ПНИ создан танцевальный коллектив, в котором сейчас около 60 человек. Кроме того, есть теневой театр и театр пантомимы. Работают коллективы начального уровня, которые выступают внутри интерната, в том числе театр теней в отделении милосердия»…

И этот пример кардинальной перестройки деятельности ПНИ — не единственный. Подобные перемены происходят и в Орехово-Зуевском ПНИ (о них рассказала специалист по социальной работе Наталья Ладочкина), и в Красноярске, где с приходом нового директора Зои Бердниковой преобразилась жизнь воспитанников психоневрологического интерната для детей «Подсолнух».

Примеры выступавших воодушевляли участников форума. «Форум очень насыщенный, — призналась сотрудница ПНИ из Иванова Марина Вершинская. — Так получилось, что всего две недели назад я пришла работать в ПНИ, а до этого как режиссер народного театра работала в сфере социокультурной реабилитации слепых. Это обсуждение дало мне очень много новых идей и огромное желание развиваться самой и совершенствовать ту сферу, в которую я пришла».

Однако некоторые активисты родительских организаций восприняли положительные перемены в ПНИ болезненно, так как они добавляют аргументов противникам их немедленного расформирования и перевода воспитанников на сопровождаемое проживание или в приемные семьи. Эти активисты словно не осознают масштаба проблемы. К примеру, в Орехово-Зуевском ПНИ, далеко не единственном в Подмосковье, сегодня проживает 667 человек, примерно столько же — в Иваново… Их намного больше, чем всех инвалидов с ДЦП, нарушениями слуха и зрения вместе взятых. Выступления в соцсетях говорят о том, что даже те, кто занимается вопросами помощи людям с инвалидностью, не всегда готовы к тому, что проживающие в ПНИ вдруг окажутся на улицах наших городов и поселков…

 

Для каждого — значит для всех!

Еще одной особенностью нынешнего форума стал отказ организаторов от обсуждения проблем доступности в культуре с точки зрения отдельных видов искусств или диагнозов. Программа форума включила в себя пленарное заседание «Доступная культурная среда для людей с инвалидностью как результат межсекторного и межведомственного взаимодействия» и восемь секций, названия которых говорят сами за себя: «Модель социального партнерства в организации социально-культурных программ для людей с инвалидностью: достижения, проблемы и перспективы», «Создание инклюзивных культурных пространств: актуальность и вопросы организации»…

Даже выделяя в отдельные секции работу с детьми-инвалидами и пожилыми людьми, организаторы не ограничивали обсуждение их рамками.

Так, первой о работе с детьми-инвалидами заговорила на пленарном заседании Нина Шахина, заместитель председателя правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Она рассказала о трех программах фонда — «Право быть равным», «Ранняя помощь» и «Ты не один», адресованных детям-инвалидам, их семьям и организациям, которые с ними работают. Эти программы направлены на комплексные изменения в регионах в работе по абилитации и реабилитации детей-инвалидов, на преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами и их интеграцию в общество. Н. Шахина рассказала и о предстоящих грантовых конкурсах фонда, что было очень кстати — оказалось, что участники форума мало знают об этой деятельности.

Тема работы с детьми и молодежью, так или иначе, затрагивалась на большинстве секций. В ходе разговора о социальном партнерстве Анна Мартыненко, заместитель директора ГБУ «Центр реабилитации Дианы Гурцкая», рассказала о главных проектах этой молодой организации — городских фестивалях «Инклюзивная Москва» и «Солнечная музыка».

На секции трудоустройства Камиля Табеева, генеральный директор Национального Фонда Развития Реабилитации, познакомила собравшихся с деятельностью «Мастерской добра», цель которой — подготовка молодежи с ментальными нарушениями к трудоустройству.

Зашла речь о социальном волонтерстве — и Инна Тарасова, президент Благотворительного фонда «Инклюзив Дэнс — Инклюзивный танец», поделилась своим опытом взаимодействия со студентами-добровольцами. «Чего хотим мы, организаторы социально-культурного мероприятия, в работе с волонтерами?— спросила она и тут же ответила.— Нам нужно, чтобы они заразились нашими эмоциями и передавали их своему окружению». Иначе говоря — передали другим свое позитивное отношение к людям с инвалидностью.

Без упоминания работы с детьми не обошлись даже участники секции «Доступная культурная среда для пожилых людей: лучшие практики». Оказалось, что выступавшая на секции Наталья Перязева является создателем одновременно частного детского сада «7 гномов», негосударственного пансионата для пожилых людей «Дом у парка» и некоммерческого проекта «Сказки у камина». Наталья уверена: «Старость наступит у каждого, и она не должна пугать. Мы можем сами сделать ее комфортной!». В ходе реализации ее проектов дошкольники и младшие школьники стали помощниками у пожилых людей, а пожилые читают им сказки. А еще Наталья с коллегами разработала серию мастер-классов, которые помогают школьникам и студентам лучше понять особенности людей старшего возраста.

О связи поколений говорила и Александра Щеткина, президент АНО «Помощь пациентам с болезнью Альцгеймера и их семьям». Она рассказала об «Альцгеймер-кафе «Незабудка» — пространстве, в котором ежемесячно на два часа собираются люди с деменцией и их родственники. Там они общаются, проводят мастер-классы, пьют чай, танцуют и поют. Главная цель этих встреч — создать положительные эмоции для пожилых людей, включить их в общие действия. Такие встречи благотворно влияют и на родственников, помогая им по-иному взглянуть на сложившуюся житейскую ситуацию.

Главный куратор проекта «Подиум зрелой красоты» Екатерина Малютина затронула тему долгосрочного эффекта социокультурных проектов для старшего поколения. Главная задача ее начинания — внушить людям 50+ уверенность в себе, дать им почувствовать себя красивыми и востребованными. Оказалось, что после выхода на подиум некоторые участницы проекта фактически начинают новую жизнь. Так, пенсионерка Римма заинтересовалась добровольческим движением, научилась пользоваться смартфоном и Интернетом, стала блогером. На форуме «Доступная культурная среда» она была одним из самых активных и внимательных добровольцев!

 

Мы вместе!

Не удивительно, что сквозной темой многих выступлений была проблема межсекторного и межведомственного взаимодействия. На форум собрались представители очень разных организаций и некоммерческого сектора, и бизнеса, и госструктур. Но, как оказалось, все они понимали, что сформировать доступную культурную среду без взаимодействия всех со всеми практически невозможно.

И такая работа уже ведется. Как отметил начальник территориального управления Московского дома общественных организаций Дмитрий Лисицын, МДОО как государственная организация предоставляет помещения, организационную, методическую, информационную поддержку мероприятий, которые проводят НКО, реализует программы обучения их сотрудников. «Одна из задач — использовать наши возможности для построения партнерских отношений между различными организациями, — подчеркнул он. — НКО — источник социальных инноваций. Наша задача — поддержать их, чтобы их работа стала устойчивой и эффективной».

Однако выступавшие в других секциях говорили о том, что наладить межсекторное взаимодействие удается не всегда. Так, директор ГБУ города Москвы Территориальный центр социального обслуживания «Вешняки» Ирина Мурынина, рассказывая о программе «Жизнь на равных. Время новых возможностей», разработанной для развития духовного и физического потенциала взрослых людей с инвалидностью, посетовала, что НКО очень слабо участвуют в ее реализации.

Впрочем, есть в этой сфере и примеры успешного решения задач. Один из них — проведение в Ижевске в ноябре 2018 года Вторых Международных Парадельфийских игр, объединивших усилия множества самых разных организаций со всей России. О полученном опыте и дальнейших планах развития этого движения на форуме рассказала начальник отдела культуры Управления социального развития Всероссийского общества слепых, член Оргкомитета Абилимпийских игр Татьяна Касикова.

Впрочем, успешный — далеко не всегда грандиозный. О своем небольшом, но вполне успешном проекте, опирающемся на взаимодействие с очень разными людьми и структурами, рассказала директор Благотворительного фонда поддержки людей с инвалидностью «ДЕЙСТВУЙ!» Ольга Лоева. Она начала свое выступление с воспоминаний: «Когда-то я была подопечной центра «Одухотворение», занималась танцами. Потом перешла в социальную сферу».

Сегодня проект ее фонда «Шаг в профессию» помогает людям с инвалидностью в трудоустройстве. Им подбирают наставника по выбранной профессии, организуют стажировки и помогают закрепиться на предприятии. «Семь лет назад наш проект начинался как московский, сейчас это — 400 участников из 30 городов России и пяти стран мира», не без гордости сообщила Ольга.

Подводя итоги форума, Леонид Тарасов подчеркнул: «Понятие «доступная культурная среда» — хорошая идея для объединения экспертов из разных секторов и ведомств, ведь эта среда не может существовать по частям, а социальная защита, культура, образование, семья в ней присутствуют неразрывно. Мы все здесь ощутили силу междисциплинарного подхода».

По окончании мероприятия организаторы форума запланировали индивидуальные консультации с экспертами, участвовавшими в его работе, чтобы сформировать актуальную повестку развития доступной культурной среды с точки зрения профессиональной компетенции каждого. Затем предполагается провести встречу экспертов, чтобы уточнить те направления и вопросы, которые необходимо серьезно проработать.

Екатерина ЗОТОВА