Начало Статьи МИР ДОЛЖЕН СТАТЬ ДОБРЕЕ
МИР ДОЛЖЕН СТАТЬ ДОБРЕЕ | Печать |

В Центральном доме художника в рамках выставки «Дизайн NEXT» прошел второй ежегодный Фестиваль универсального дизайна. Он завершился увлекательной программой лекционного дня, которую подготовили организаторы — РООИ «Перспектива», генеральный партнер фестиваля универсального дизайна — компания «EXPO-PROJECT».

Лекторы поделились своим видением универсального дизайна и рассказали о том, какими средствами можно воплотить идею современного города, удобного для всех. Так, Юлия Андриевич рассказала о проекте изготовления тактильных макетов памятников архитектуры и шедевров живописи для незрячих, используемых на художественных выставках, и показала макет древнего афинского стадиона, где прошли первые Олимпийские игры. Сейчас готовится проект выставки для гостей Чемпионата мира по футболу, где зрители увидят макет первого советского стадиона.

Елена Стахеева проинформировала собравшихся о созданном ею музее «Прогулка в темноте»: большая часть экспозиции погружена в темноту, а гиды — незрячие люди — приоткрывают гостям тайну того, как они живут при отсутствии зрения. В музее есть известные всем скульптуры, лавка с продуктами и имитация улицы с оживленным движением, но «познакомиться» со всем этим можно только тактильно, не прибегая к помощи зрения. На экскурсии посетители узнают, что чувствует невидящий человек в мире, приспособленном для зрячих.

«Наши гости — в основном семьи с детьми и подростками, школьники, молодежь, любящая активно проводить время, — говорит Елена. — Они идут к нам не за острыми ощущениями, ими движет социальный интерес. Мы даем им необычный опыт, благодаря которому они немного по-другому будут относиться к людям с инвалидностью по зрению. Я вижу признаки того, как универсальный дизайн постепенно проникает в повседневную жизнь, открываются общественные здания, построенные с учетом потребностей людей с разными особенностями. Сегодня наше общество становится более осознанным, молодые люди делают выбор в пользу полезного питания, спорта, общественной активности. Вслед за ними неизбежно меняются и взгляды строителей, проектировщиков, архитекторов».

С Еленой согласен и Марат Ка, декоратор и создатель интерьеров для людей с ограниченными возможностями здоровья. «Нельзя располагать полки магазина наверху, так, чтобы их не могли достать люди на колясках или люди маленького роста, и ждать, чтобы в такой магазин ходили все, — иронизирует он. — Эргономика — наука, изучающая правильную организацию окружающей среды с учетом особенностей человека — постоянно находится в движении. Много лет назад мы были совсем другими, но общество меняется, и надо анализировать ситуацию. Я верю, что мир становится добрее, мы стали лучше понимать друг друга.

Но пока люди с особенностями не поднимут вопрос о том, что им необходимы определенные удобства, никакого универсального дизайна не будет. Ставить «громкий» светофор перед кинотеатром, в который не может зайти незрячий человек — это абсурд, и надо избавляться от этого. Во главу угла должны быть поставлены возможности для всех и, конечно, безопасность».

Некоторые лекции вызвали горячую дискуссию, затрагивающую сложные социальные проблемы. Слушатели даже признавались, что круто изменили свои убеждения под влиянием выступлений. Например, Любовь, студентка МВТУ, задала вопрос Марату Ка по теме своей курсовой работы — проекту библиотеки для слабовидящих. Тему она выбрала не случайно, ей хотелось помочь родственникам с инвалидностью по зрению, которым трудно пользоваться библиотечными зданиями. «Послушав Марата, я поняла, что рассуждала ошибочно. Нельзя разделять людей на категории, на «людей с ограниченными возможностями» и «здоровых». Окружающее пространство должно стать доступным всем без исключения. Теперь я сделаю другие выводы в работе, их вектор будет направлен в сторону универсального дизайна. Это здорово, что я пришла на фестиваль и испытала такой «переворот сознания», всегда полезно почерпнуть новые знания от профессионалов», — поделилась девушка.

Особый интерес вызвало выступление руководителя Института универсального дизайна в Мюнхене Томаса Баде. Он продемонстрировал слушателям удивительные новинки: посуду со специальными приспособлениями, чтобы человеку с инвалидностью или пожилому человеку было удобно есть. Дизайн этих предметов согласовывался с пожилыми жителями домов-интернатов в Германии.

Немецкий специалист также показал фильм о модульном строительстве в Мюнхене: пространство жилого дома и места общего пользования в нем легко адаптируется под нужды семей с детьми, людей на коляске или незрячих. Зрители также увидели маленький ролик о коляске на гусеничном ходу, которая преодолевает любые дорожные препятствия, включая лестницы и высокие бордюры, и позволяет пользователю передвигаться по холмистой местности. Не коляска, а машина-внедорожник!

«Существуют разные стратегии универсального дизайна, — считает Томас Баде. — Мы в Германии рассматриваем его с точки зрения удобства для всех, а в России больше задумываются о потребностях и интеграции людей с инвалидностью. Участники российского конкурса универсального дизайна в первую очередь уделяли внимание архитектуре и общественным пространствам, а немецкие конкурсанты больше фокусируются на предметном дизайне.

Я не могу сказать, какой подход лучше. Главное, что в лице РООИ «Перспектива» мы нашли единомышленников и партнеров. На днях мы подписали соглашение о совместной работе, наметили общие направления деятельности, будем обмениваться опытом и знаниями, проводить семинары в обеих странах. Мы собираемся пригласить сотрудников «Перспективы» в Германию для участия в жюри нашего конкурса универсального дизайна».

Пока идеальный город будущего, комфортный для всех, изображен только на картинке паззла — его с воодушевлением складывали гости фестиваля в зоне экспозиции и фотовыставки «Одинаково разные». Фестиваль универсального дизайна — еще один шаг на пути к этому городу. Картинка обязательно станет реальностью уже в скором времени.