Начало Статьи ВСЕМ ПОДНЯТЬ ПАРУСА!
ВСЕМ ПОДНЯТЬ ПАРУСА! | Печать |

О программе Российского спортивного союза инвалидов «Под парусами Надежды», которая дает возможность людям с инвалидностью походить на паруснике, я знала уже не первый год. Знала — и завидовала: вода — моя родная стихия, на различных судах, от прогулочной лодки и плота до огромного морского парома, я ходила не раз. А вот на яхтах и копиях старинных судов — не приходилось. И когда один из разработчиков программы, Сергей Потехин, предложил мне примкнуть к очередной экспедиции, осуществленной при поддержке Фонда президентских грантов и Всероссийского общества инвалидов, согласилась, не раздумывая.

И вот я — на пирсе гостеприимного петрозаводского морского клуба «Полярный Одиссей», отправной точки всех походов.

Впервые вижу вблизи старинные парусники — небольшие по размерам, но удивительно величественные. На одном из них нам предстоит 4 дня ходить по Онежскому озеру. Это оснащенная современным мотором копия дубель-шлюпки «Якуцкъ», на которой в 1735 году отправился изучать устье реки Лена и побережье Таймыра русский полярный исследователь Василий Прончищев.

В нашем походе судно поведет опытный мореход Александр Скворцов. А поскольку все 15 членов экспедиции из Ленинградской области, Карелии, Санкт-Петербурга и Москвы на «Якуцке» не помещались, к нему присоединилась современная яхта «Ласточка» под управлением любителя яхтинга Андрея Белова.

Экспедиция как школа жизни

Сразу после выхода из Петрозаводской бухты на простор Онежского озера началась серьезная качка. Тут мне стало окончательно ясно, что идти на старинном парусном судне человеку с проблемами равновесия — далеко не просто. И дело не в бытовых неудобствах вроде ночевок в общем кубрике на нарах в спальниках, не раздеваясь. Обычный быт турпохода меня не пугал, тем более что погода была прохладной. Главной сложностью было то, что все помещения на «Якуцке» находятся в трюме, причем кубрики и туалет расположены в разных отсеках. Поэтому приходилось постоянно лазать через люк из трюма на палубу и обратно. Словом, когда появилась возможность перейти на маленькую, но в этом плане более удобную «Ласточку», я тут же ею воспользовалась…

Впрочем, сложности этим не ограничивались. Большинство из них, так или иначе, пришлось преодолевать всем участникам экспедиции. И прежде всего, свои требования предъявило к нам замкнутое, довольно тесное пространство небольшого судна.

Сейчас много говорится о необходимости социализации людей с инвалидностью. Ведь социализация — это, прежде всего, умение соразмерять свои потребности, желания и возможности с потребностями и возможностями других людей. Так вот, подобное плавание, как, в принципе, и любой поход, создает оптимальные условия для того, чтобы быстро «вправить мозги» любому адекватно мыслящему человеку. Есть не когда хочется и что хочется, а когда готова еда. Делать то, что нужно всем. Уметь вовремя попросить о помощи, чтобы не загнать ситуацию в тупик. А еще — вести себя предельно тактично по отношению к каждому из спутников, чтобы ненароком не вызвать конфликт и не превратить увлекательное путешествие в ад.

К счастью, ничего подобного в нашем походе не случилось. Главная заслуга в этом — опытных участников предыдущих экспедиций во главе с руководителем похода, заместителем председателя Ленинградской областной организации ВОИ Викторией Борканниковой и ее помощником, обаятельным и неутомимым Олегом Ивановым. Они трогательно опекали новичков, делая все, чтобы помочь им преодолеть неизбежные сложности. И это им удалось! Практически все новички заявили, что готовы снова отправиться в путешествие под парусом.

Кладезь силы и красоты

За четыре дня плавания участники экспедиции не только сдружились, но и увидели первозданную красоту северо-западной части Онежского озера. Для новеньких главным открытием стало посещение музея-заповедника на острове Кижи, где собрано множество жемчужин русского деревянного зодчества. Полюбоваться ими съезжаются туристы со всего мира!

Более опытных путешественников, вроде меня, порадовала возможность увидеть те места, до которых невозможно добраться на комфортабельном теплоходе или экскурсионном автобусе. Например — большое старинное село Сенная губа, расположенное всего в 5 морских милях от Кижей. Добраться туда от пристани Лонгасы по бездорожью Большого Клименецкого острова помог местный житель Сергей на диковинном джипе — еще одно маленькое приключение!

В этом селе жил известный сказитель конца XIX века Иван Рябинин, сохранились старые поморские дома. Глядя на огромные трехэтажные хоромы, не перестаешь удивляться крепости тела и духа тех, кто их построил.

В начале XX века в селе было две церкви. Одна из них — летняя, Святителя Николая Мирликийского, была построена в 1810 году. Ее кирпичные стены украшало изысканное деревянное девятиглавие, но в 1989 году деревянные части храма сгорели.

В 1848 году, появился зимний храм Тихвинской иконы Божьей матери. В 1930-е годы его купол был разрушен, а сам храм превращен в жилой дом. Сейчас сельчане заканчивают восстановление Тихвинской церкви, даст Бог, дойдет очередь и до Никольской.

Какой огромный запас прочности заложен в северных деревянных строениях, я поняла на стоянке возле бывшей деревни Пегрема. Поднявшись на берег и увидев развалины традиционных прионежских домов, окруженные двухметровыми зарослями осоки, сныти и иван-чая, я все гадала: сколько же лет простояли они без людей? Позже, благодаря Интернету, выяснила: почти полвека.

Из всех строений в деревне сохранилась лишь деревянная часовня Варлаама Хутынского второй половины XVII века. Время от времени к ней приплывают потомки местных жителей (рядом было кладбище) и туристы-водники. Они-то, как могут, и поддерживают храм. Добравшись до него по узкой тропе, мы убрали оставленный кем-то мусор — его оказалось немного. Храм был открыт, можно было даже подняться на его пошатнувшуюся колокольню, где сиротливо висит маленький сувенирный колокольчик.

Еще одна достопримечательность, расположенная в окрестностях Пегремы, — народный музей древних цивилизаций, созданный петрозаводским ученым Анатолием Журавлевым. Полвека назад в прибрежном сосновом бору он нашел стоянку первобытного человека. С тех пор энтузиастом и его соратниками здесь обнаружено несколько десятков мест, хранящих следы жизнедеятельности наших далеких предков, в том числе — огромный храмовый комплекс. Несколько лет назад Журавлев превратил эту местность в оригинальный туристический объект, где он живет летом и сам проводит экскурсии. Его рассказам можно верить и не верить, но сам пример того, что человек в одиночку осуществил такую огромную работу, действует вдохновляюще.

К сожалению, из-за сложных метеоусловий программа экспедиции оказалась выполнена не полностью. Тем не менее, на долю участников сполна выпало всего того, чем славятся путешествия на воде: сказочно красивые закаты и рассветы (дело было в пору белых ночей!), качка, штиль, крепкий ветер и густой туман… А еще — посиделки допоздна с наваристой ухой и песнями под гитару.

Приняв участие в этом походе, я на собственном опыте убедилась, насколько сильно и благотворно влияют на людей с инвалидностью такие путешествия. Одним они помогают обрести уверенность в себе, другим дают возможность почувствовать себя сильным и нужным, третьим позволяют расширить границы собственных возможностей или, напротив, трезво оценить свой потенциал. Ни в одном санатории или реабилитационном центре невозможно получить подобный опыт!

Словом, туристические походы под парусом — дело важное и нужное, и его следует развивать. Но, надо признать честно, сегодня участвовать в них без сопровождения могут только физически крепкие инвалиды без больших проблем с опорно-двигательным аппаратом.

Поэтому в программе «Под парусами Надежды» предусмотрено, что на базе Морского клуба «Полярный Одиссей» в Петрозаводске в 2018 году будет спроектировано и построено первое в России 8-местное прогулочное парусно-моторное судно типа хаус-бот, доступное для людей на коляске. Кроме того, там же будет оборудован доступный причал, выделены специальные помещения для спортсменов-инвалидов, арендованы и установлены две мобильные туалетные кабины, приспособленные для пользования колясочниками.

После воплощения этого плана в жизнь, по крайней мере, один яхт-клуб в стране сможет регулярно проводить подобные походы, доступные для людей с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата. А там, глядишь, найдутся энтузиасты и в других регионах…

Екатерина ЗОТОВА